Цифровой рубль должен увеличить доходы от вкладов
Такое мнение высказал 11 мая заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин, выступая на Петербургском международном юридическом форуме. "Единственный способ иметь электронное средство платежа - счет в банке, и пока альтернативы этому нет, банки пользуются таким положением. Во-первых, они не очень стремятся платить значимые проценты по текущим остаткам на клиентских счетах. И во-вторых, накладывают ограничения на использование этих средств, лимиты на переводы, комиссии и т.д.", - заявил он.
Алексей Заботкин уверен, что с внедрением цифрового рубля у граждан и организаций появится альтернатива удобного средства платежей. По его словам, переводы между физлицами предполагается осуществлять без комиссии, а по расчетам за товары и услуги она будет минимальна и сравнима с переводами СБП. "У банков возникнет выбор: либо они должны будут согласиться с тем, что часть их ликвидности и пассивов перетекут в форму цифрового рубля, либо, что мы полагаем, будет вероятно, они предложат клиентам более привлекательные условия", - отметил зампред Центробанка.
Алексей Заботкин пояснил, что ЦБ выступит в качестве оператора расчетов в цифровых рублях, а коммерческие банки будут играть роль управляющих кошельками клиентов. Таким образом, банки будут нести ответственность за безопасность средств и транзакций перед Банком России, а он, в свою очередь, перед организациями и гражданами.
В оценке позитивного влияния цифрового рубля на доходы населения с ним согласен член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков, который отметил, что введение третьей формы национальной валюты обострит конкуренцию - прежде всего валют. "К тому же банки начнут создавать новые продукты на базе цифрового рубля, и это усилит продуктовую конкуренцию между кредитными организациями", - уточнил он, добавив, что у ЦБ появится возможность маневра между двумя безналичными валютами, а у граждан - выбор еще одного альтернативного способа сбережений.
Роль Центробанка как гаранта перед потребителем Павел Катков считает логичной. "ЦБ выступит в качестве прямого гаранта перед потребителем с регрессом коммерческому банку. Таким образом, у клиента есть возможность получения возмещения в досудебном порядке", - уточнил он.
Юрист, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Мария Телегина напомнила, что, согласно профильному законопроекту, на цифровые рубли проценты по остаткам не начисляются. "Это значит, что при той же массе денежных средств - наличные, безналичные и цифровые рубли - количество безналичных станет меньше, а значит, и спрос на них увеличится, в том числе и у банков, следовательно, они будут заинтересованы, чтобы потребители хранили безналичные деньги у них, предлагая при этом более выгодные условия, чем в текущей ситуации. Тут уже будет скорее конкуренция безналичных денег с цифровым рублем, поскольку в этом вопросе цифровой рубль явно проигрывает классическим формам денег", - считает она.
Директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS Станислав Шилов допустил возможность, что банки начнут мотивировать клиентов не переводить деньги из безналичных в цифровые рубли, а оставлять на текущих счетах. "Насколько такая практика станет распространенной и какими в итоге могут быть проценты по текущим счетам относительно процентов по вкладам - можно только гадать. Если речь о доходах банков, то без изменений останутся процентные доходы банков. Транзакционный доход может уменьшиться - грубо говоря, раньше банк брал комиссию за перевод, а теперь клиент будет переводить цифровые рубли без комиссии, - но масштаб этого уменьшения вряд ли будет кратным", - предположил он.