Государственная платформа "Работа в России", цель которой - помочь соискателям и работодателям найти друг друга в любом регионе страны, по количеству резюме проигрывает известным джоббордам. Счетная палата выяснила, что, несмотря на выделенные средства, платформа развивается неэффективно. Эксперты и игроки рынка рассказали, что не так с порталом и может ли он в будущем исправить ошибки и стать монополистом.
Анна
Швецова
© ComNews
30.03.2023

По мнению Счетной палаты, эффективность общероссийской базы вакансий "Работа в России" составляет 53,8%.

Среди причин представители палаты называют ошибки в работе системы, нарушения при ведении бухгалтерского учета, риски, связанные с информационной безопасностью. Ведомство проводило проверку с февраля по ноябрь 2022 г.

С момента основания в 2015 г. на развитие платформы затрачено 2,6 млрд руб. Три четверти от суммы приходится на последние три года. Рост расходов связан с пандемией: с 2020 г. платформа развивалась в сторону предоставления госуслуг для помощи в занятости в электронной форме. К окончанию проверки на "Работу в России" было переведено только две услуги из 12 запланированных. Однако пресс-служба Роструда сообщила ComNews, что позже, к нужным срокам, введены все услуги.

Счетная палата указывает и на другие проблемы. Так, в мае 2021 г. Роструд начал использовать сервис сбора данных активности пользователей. Полученные сведения нужны для оптимизации подбора резюме и вакансий. Однако по состоянию на 1 декабря 2022 г. он не был введен в эксплуатацию. "В настоящее время все сервисы, которые были разработаны и прошли опытную эксплуатацию, введены в действие и используются на "Работе России", - дал комментарий представитель пресс-службы Роструда.

Также он сказал, что база вакансий "Работы в России" является крупнейшей: "Она содержит информацию о 1,6 млн вакантных рабочих мест, а количество пользователей превышает 16 млн. Как отмечают авторы отчета Счетной палаты РФ, 95% от общей выборки сведений о вакансиях являются уникальными. Работа по актуализации сведений, повышению качества размещенной информации, развитию портала продолжается".

Ярослав Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Государственной Думе, отмечает: "Сервис объединяет 3,5 млн организаций и 55 млн работников. Но у того же HeadHunter - больше 61 млн резюме и интерфейс куда удобнее. Другое дело, что перед частными рекрутинговыми сайтами вроде HH не стоит таких масштабных задач, как перед "Работой в России". Комментарий относится к периоду проверки (февраль -ноябрь 2022 г.).

Ильнур Мубараков, аудитор Счетной палаты Республики Татарстан, видит такие проблемы в работе сервиса: "Работодатели сообщают о невозможности подключения для выставления вакансий либо подачи отчетности. Отсутствует горячая линия портала, техническая поддержка не всегда оперативно реагирует на обращения".

С сервисом "Работа в России" интегрированы HeadHunter, Superjob и "Работа.ру" - резюме оттуда могут публиковаться на портале Роструда. Также база формируется центрами занятости страны. Максим Евдокимов, директор по продуктам hh.ru, на вопрос, может ли "Работа в России" стать монополистом на рынке, отвечает, что это вряд ли произойдет: "Работа в России" не ставит задачи заменить или запретить все работные сервисы и сайты в стране, а скорее агрегирует информацию и предоставляет сервис одного окна. И эти цели понятны: государству хочется четко понимать, каковы спрос и предложение на рынке труда, как можно помочь, в какую сторону стоит развивать национальные образовательные программы. Но с точки зрения работодателя или нанимателя, агрегированный сервис не несет той пользы, которую предоставляют специализированные площадки".

Президент SuperJob Алексей Захаров напомнил, что "Работа в России" – ресурс Минтруда. "По сути, он вообще не предназначен для поиска работы и подбора персонала. Там агрегируются вакансии с различных сайтов, в том числе SuperJob. Больше для целей статистики. Таким образом, если один и тот же работодатель опубликует вакансию на SuperJob и еще на трех сайтах, то на сайте Минтруда они посчитаются несколько раз, - пояснил он. - Количество вакансий на работных сайтах, в том числе на SuperJob, тоже само по себе не является показателем, который следует учитывать. Количество вакансий не связано с количеством рабочих мест. Например, объявление одно – "продавец в супермаркет", а рабочих мест за ним тысячи. Или две тысячи вакансий "бурильщик на вахту", опубликованных в разных городах. Вакансий две тысячи, а на работу вахтой требуется всего восемь человек. Но из какого региона откликнется человек, заранее предсказать невозможно. Поэтому неверно оценивать сайты просто по количеству вакансий. Всегда нужно смотреть глубже. Можно оценивать эффективность "Работы в России" относительно тех задач, которые Минтруд ставил перед этим ресурсом. Задачи поиска работы или подбора персонала – это последнее, зачем люди ходят на сайт Минтруда. Там есть другая функциональность, например, регистрация безработных. Такой функциональности нет и никогда не будет на коммерческих ресурсах. В общем, сравнивать государственный ресурс и коммерческие порталы, это как сравнивать зеленое с мокрым".

Независимый эксперт ИТ-рынка Вадим Плесский считает, что у "Работы в России" много недочетов: "Сразу возникают вопросы по дизайну площадки и подходу к работе с пользователями. При открытии платформы выводится сообщение: "Продолжая пользоваться данным сайтом, я выражаю согласие Федеральной службе по труду и занятости на обработку моих персональных данных, в том числе с использованием метрических программ". Простому человеку совершенно непонятно, о чем идет речь, формулировки пугают. Наработанная клиентская база - в этом случае зарегистрированные пользователи - является наиболее ценным активом. Никто не будет делиться им просто так, ведь наработка клиентской базы стоит больших денег, и это долгий процесс". Плесский отметил, что даже если портал начнет активно рекламироваться и "охотиться за кандидатами", то потребуется много времени, прежде чем их клиентская база станет сопоставимой с лидерами рынка.

Анастасия Овчаренко, директор практики high-tech Kontakt InterSearch Russia, думает, что "Работа в России" может стать популярной у работодателей и соискателей, если станет альтернативой походу в центр занятости. Однако маловероятно, что платформа будет монополистом: "Тот факт, что портал создало государство, не дает никаких дополнительных пользовательских преимуществ. Для того чтобы все массово переключились с HH и SuperJob на "Работу в России" и она стала монополистом - ей нужна killer feature, за которой на платформу пойдут соискатели и работодатели. Компания HH очень много и долго инвестировала в продвижение и развитие, чтобы занять лидирующее место на рынке".

Новости из связанных рубрик