В 2022 году Россию покинули свыше 100 зарубежных разработчиков программных продуктов, производителей ИТ- и телеком-оборудования, оставив некоторые рыночные ниши полностью пустыми. Кто-то из CIO, цифровых и технических директоров российских компаний верит в их скорый возврат, другие убеждены, что иностранные вендоры не вернутся на рынок РФ никогда.
Редакция
ComNews
© ComNews
27.12.2022

ComNews утверждает, что все международные ИТ- и телеком-вендоры вновь придут в Россию, вопрос лишь в сроках этого возвращения. Но это не значит, что отечественным разработчикам нужно опускать руки.

Хотя масштабы покидания российского рынка фирмами из-за рубежа беспрецедентны, мировая история помнит подобные ситуации. Правда, в прошлом все они были связаны с революциями и приходом к власти одиозных режимов - будь то большевистский переворот в России в октябре 1917 года или исламская революция в Иране в 1979 году. Но даже самые людоедские режимы рано или поздно приходят в упадок, а их государства избавляются от внутреннего или внешнего железного занавеса и возвращаются на путь мировой цивилизации. После этого все покинувшие эти страны мировые фирмы спешат вернуться на старый новый рынок.

Несомненно, так произойдет и с Россией. Гадать, когда это случится, - дело неблагодарное, хотя "доверительный интервал" интуитивно просматривается: через год-два - скорее нет, через шесть-семь лет - наверняка. И похоже, что немалое количество транснациональных компаний, даже тех, что громко хлопнули дверью, оставили для возвращения на российский рынок потайную калитку. Многие из них, уходя, продали бизнес не сторонним покупателям, а собственным локальным менеджерам. Так поступили, например, Schneider Electric, Atos и Ericsson. Это же случилось с сотовым холдингом Veon, который отдал российское ПАО "ВымпелКом" его гендиректору Александру Торбахову и четырем другим менеджерам компании за сумму, на 240 млн рублей ниже рыночной оценки.

В случае со Schneider Electric руководители российского офиса получили не просто права аренды офисных или иных помещений, а пять серьезных заводов. Поверить, что группа наемных менеджеров располагала такими финансовыми средствами или даже смогла привлечь их на кредитной основе, очень трудно. Подобные сделки больше похожи на схему, при которой зарубежный вендор на время выпускает из рук токсичный российский актив и дает его "подержать" доверенным лицам. Очевидно, что наибольшее доверие у иностранной фирмы вызывают местные руководители, которые верой и правдой работали на нее годы, а то и десятилетия. Когда острота момента схлынет, зарубежный вендор сможет получить активы в России обратно - за ту же символическую цену, за которую их как бы продал.

Единственная компания из-за рубежа, которая сразу сделала такую схему достоянием гласности, оказалась не из ИТ- или телеком-, а из автомобильного сектора - японская Mazda. В декабре она продала 50%-ную долю в дальневосточном совместном предприятии "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" российскому партнеру - ПАО "Соллерс" - за €1, с публично анонсированным правом обратного выкупа за ту же сумму в течение трех лет. 29 ноября 2022 года ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" сменило название на "Автомобильные индустриальные технологии".

Вероятность возвращения зарубежных ИТ- и телеком-вендоров в РФ дамокловым мечом нависает над российскими компаниями-разработчиками. На протяжении всего 2022 года их руководители публично (как на конференциях ComNews, так и на других площадках) задавались вопросом: стоит ли вкладываться в доработку имеющихся продуктов и в создание новых, если через три-пять лет иностранные производители вернутся и одним движением плеча сметут едва оперившихся местных конкурентов? Этот вопрос - далеко не праздный: на полноценное импортозамещение многих ИТ- и телеком-решений потребуются годы и серьезные инвестиции. Если некий отечественный разработчик привлечет крупный кредит, через несколько лет создаст и выведет на рынок масштабное решение и тут же в Россию вернутся SAP, Cisco, HP и другие именитые бренды, риски скромных продаж и невозврата кредитных денег оказываются очень большими.

Некоторые российские вендоры уповают на то, что уход из страны в 2022 году навсегда подорвал доверие местных заказчиков к зарубежным поставщикам. "После февраля SAP, Oracle, Microsoft и другие западные ИТ-вендоры приняли одностороннее и политически мотивированное решение об уходе с российского рынка. Заказчиков и сотрудников в РФ они не спрашивали: это явный признак отсутствия у нас технологического суверенитета. Эти рычаги нужно изымать. И даже если завтра SAP или Oracle вернутся, с ними едва ли стоит продолжать прежние взаимоотношения в старом договорном поле, с сублицензированием и условиями предоставления поддержки. В перспективе железного занавеса не будет, поэтому эти отношения будет необходимо поменять", - рассуждает менеджер, который поработал и в российском офисе транснациональной ИТ-корпорации, и в местном системном интеграторе.

Сразу у нескольких российских интеграторов витает идея создания в будущем локального оператора зарубежных ИТ-систем, в первую очередь облачных, - чтобы перехватить все рычаги управления ими и защитить интересы отечественных заказчиков от любых односторонних действий зарубежного вендора.

Но нам в ComNews кажется, что у технических и ИТ-директоров российских компаний короткая память на негативные события. Точно так же, как у инвесторов, которые, потеряв деньги на одних акциях или крушении целой биржи, через некоторое время вновь инвестируют в те же активы. Поэтому, когда через три-пять лет на российский рынок вернется вся сотня иностранных телеком- и ИТ-отказников, она встретит радушный прием и готовность местных заказчиков покупать их продукцию без специальных условий.

Сказанное не означает, что российским разработчикам нужно отказаться от идеи создания качественных продуктов. При должном уровне старания и активности, включая и использование государственных мер поддержки, предложенных в 2022 году, десяток из них сможет сделать продукт мирового уровня и продвигать его на глобальном рынке (как это делали российские компании Abbyy, Miro или JetBrains до февраля этого года). Еще несколько десятков смогут разработать технологии, которые окажутся востребованы у международных вендоров: это позволит российским компаниям либо продаться последним, либо продать/лицензировать им отдельную разработку. Как бы то ни было, технологический рынок по определению является глобальным, и в одной стране невозможно создать уникальную разработку и иметь достаточный объем продаж для того, чтобы ее поддерживать и развивать.

Зарубежные ИТ- и телеком-вендоры вернутся на российский рынок, а Россия снова встанет на рельсы мирового технологического развития. Пусть это утверждение станет тостом за новогодним столом. С Новым годом и Рождеством!

Новости из связанных рубрик