Naspers продал VK на Avito
Коник главный редактор ComNews
Венчурный фонд, бесплатно выходящий из дорогостоящего актива, - такой же оксюморон, как таксист, который не берет деньги с пассажиров. Однако нидерландский технологический инвестфонд Prosus, подконтрольный фирме Naspers из ЮАР, бесплатно уступил свыше 25% акций компании VK Company Ltd, которая тут же перепродала их за $406 млн. Но в бизнесе так не бывает: значит, Prosus получил компенсацию за акции VK иным способом. Похоже, что с фондом расплатился Иван Таврин при посредничестве Алишера Усманова.
10 ноября VK сообщила, что фонд Prosus N.V. вышел из состава ее акционеров "через безвозмездное списание акций в пользу компании". Prosus передал акции VK, обеспечивающие 25,7% экономического интереса в этой компании (при этом они давали 12,3% голосов). В тот же день VK продала все полученные от Prosus казначейские акции фирме "Сингулярити Лаб" за 24,8 млрд рублей (или $406,15 млн по курсу ЦБ РФ на день сделки). По заявлению VK, "Сингулярити Лаб" принадлежит ее менеджменту, а гендиректором этой структуры является вице-президент по инвестициям и развитию бизнеса VK Александр Айвазов. По данным ЕГРЮЛ, единственным владельцем АО "Сингулярити Лаб" выступает Денис Журавлев, который до 24 октября 2022 года был и ее гендиректором. Менеджера VK с именем Денис Журавлев в публичной плоскости найти не удалось.
Удивительно, что ни одно издание или аналитик не задались вопросом, почему зарубежный и публичный инвестфонд (акции Prosus с сентября 2019 года котируются на фондовой бирже Euronext в Амстердаме) преподнес столь царский подарок VK. Особенно ярко это событие выглядит на фоне того, что буквально в день получения VK превратила этот подарок в круглую сумму.
Южноафриканский холдинг Naspers Limited вошел в капитал VK Company Ltd (тогда - ЗАО "Порт.Ру", а с 2010 года - Mail.Ru Group) в 2007 году, купив 30% акций за $165 млн. Когда в 2015-м иностранные владельцы акций Mail.Ru Group конвертировали их в глобальные депозитарные расписки (GDR), Naspers декларировала владение 27,6% уставного капитала этой компании. В 2019 году Naspers передала все международные интернет-активы, включая акции Mail.Ru Group и китайской корпорации Tencent, в зарегистрированный в Нидерландах дочерний фонд Prosus N.V. 11 сентября 2019 года Prosus провел в Амстердаме IPO, достигнув капитализации в €95 млрд. Вероятно, Naspers/Prosus продавали небольшие пакеты акций Mail.Ru Group, так как в сентябре 2020 года Prosus сообщил о дополнительных $25 млн инвестиций в Mail.Ru Group, которые позволили ему довести долю эффективного владения в этой компании до 27,29%.
В октябре 2021 года Mail.Ru Group Ltd сменила название на VK Company Ltd (местом регистрации компании остались Британские Виргинские Острова).
https://www.comnews.ru/content/216871/2021-10-13/2021-w41/mailru-group-…
В конце 2021 года контроль над VK перешел к структурам "Газпрома" и акционера банка "Россия" Юрия Ковальчука, а генеральным директором компании стал Владимир Кириенко - бывший вице-президент "Ростелекома" и сын первого заместителя руководителя администрации президента РФ Сергея Кириенко.
https://www.comnews.ru/content/217748/2021-12-03/2021-w48/lyudi-putina-…
Как следует из последнего годового отчета Prosus, в 2021 году фонд оценивал объем инвестиций в VK в $1,409 млрд, а учетную стоимость вложений в VK - в $757 млн. В июне 2022-го Prosus сообщил, что к концу финансового года - 31 марта 2022 г. - стоимость вложений в VK обесценилась до $473,6 млн.
7 марта 2022 года, через 10 дней после начала Россией военных действий на украинской территории, Prosus сообщил об отзыве всех трех представителей из совета директоров VK, а также объявил о намерении списать всю учетную стоимость вложений в VK, обозначив их размер как "примерно $700 млн". Причиной этих действий Prosus назвал попадание Владимир Кириенко и нескольких непрямых собственников VK под международные санкции. В частности, гендиректор VK угодил под санкции Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) за два дня до начала специальной военной операции (СВО) - поводом для этого стало признание Россией суверенитета так называемых Донецкой и Луганской народных республик. "Мы приняли это решение после внимательного рассмотрения всех возможных для нас вариантов", - сообщил ComNews директор по коммуникациям Prosus Чарли Пембертон. Он также уточнил, что реальная стоимость списанных активов VK составила $474 млн.
До этого момента действия Prosus укладывались в здравую бизнес-логику. Очевидно, что зарегистрированный в ЕС фонд должен был реагировать на действия России и санкционные режимы. Но никто не заставлял Prosus бросить акции VK: как показали последние полгода, десятки, если не сотни западных компаний уходили с российского рынка, продавая местные активы. И даже то, что Лондонская фондовая биржа 3 марта 2022 года приостановила торги акциями VK, не обесценило их до нуля. Не говоря уже о том, что 7 марта никто в мире не мог предсказать, как будут развиваться военные действия на Украине.
Похоже, что Prosus с началом СВО получил от кого-то из собственников VK или близких к ним лиц предложение уступить акции этой компании, которая с конца 2021 года явно стала главным прогосударственным медийным игроком в Рунете. Но даже при готовности к сделке продать акции компании, гендиректор и акционеры которой находятся под санкциями, европейский фонд не мог. Значит, он или его менеджеры должны были получить компенсацию за 25,7% уставного капитала VK иным образом.
Мне видятся три варианта такой ассиметричной компенсации: предложение иного актива взамен, взятка топ-менеджерам или учет стоимости VK в какой-нибудь иной сделке. Первые два варианта я отметаю сразу. Prosus публично осудил российское вторжение на Украину и пожертвовал $10 млн на гуманитарные нужны украинских беженцев, поэтому он едва ли мог принять другой актив в России.
Взятка тоже крайне маловероятна: топ-менеджеры публичной компании не могут так рисковать. Особенно с учетом, что стоимость доли в VK не так уж велика на фоне общей стоимости активов Prosus ($71,3 млрд) и выручки ($35,6 млрд в последнем финансовом году, который завершился 31 марта 2022 года).
Остается искать иную сделку, в сумму которой могла быть "зашита" цена акций VK. В 2022 году Prosus совершил единственную сделку в России: в середине октября 2022 года он договорился о продаже 100% группы Avito фирме Kismet Capital Group Ивана Таврина. Согласованная сумма сделки составляет 151 млрд рублей (или $2,378 млрд по курсу ЦБ РФ на дату соглашения - 14 октября). 25 октября сделка была закрыта.
https://www.comnews.ru/content/222629/2022-10-14/2022-w41/kismet-capita…
После того как 20 мая 2022 года Prosus объявил о намерении продать Avito, аналитики оценивали полную стоимость этого актива в 65-80 млрд рублей (в частности, оценка аналитика "Финам" Леонида Делицына составляла 67 млрд рублей). Уплаченные структурой Ивана Таврина 151 млрд руб. с лихвой покрывают и эту оценочную сумму, и даже прошлогоднюю учетную стоимость вложений Prosus в VK - $757 млн (или 46,4 млрд рублей).
Если это так, то медиатором договоренности о компенсации фонду Prosus стоимости доли в VK через цену продажи Avito вполне мог быть миллиардер Алишер Усманов. До октября 2022 года его холдинг USM контролировал существенную долю VK (через АО "МФ Технологии"). Иван Таврин очень близок к Усманову: одно время он возглавлял "МегаФон", в 2009-2018 годах Усманову и Таврину принадлежала медиакомпания "ЮТВ Холдинг", а в 2014-м Таврин выкупал у Павла Дурова 12% акций соцсети "ВКонтакте" и 10% Mail.Ru Group.
Если Prosus уступил VK 25,7% из 27,29%, то у фонда остается еще 1,59% ее акций. "Как было объявлено в марте, мы списали полную балансовую стоимость активов в VK и с того момента оцениваем возможности реализации оставшихся, неторгуемых акций VK", - сообщил Чарли Пембертон в ответ на запрос ComNews.
Если же поверить, что Prosus действительно списал актив стоимостью около $0,5 млрд и не получил компенсации, то вспоминается другая странная история на российском рынке M&A в ТМТ-секторе. В марте 2013 года российский государственный банк ВТБ купил у шведского холдинга Tele2 AB весь его сотовый бизнес в России, заплатив $2,4 млрд. Несколько дней спустя после объявления ВТБ о сделке, МТС и холдинг Vimpelcom Ltd предложили шведам за "Теле2 Россия" $2,85-3,1 млрд, а компания А1 - инвестиционное подразделение "Альфа-Групп" - и вовсе $3,6 млрд (все суммы - без учета чистого долга купленного оператора размером $1,15 млрд). Но Tele2 AB, как и Prosus, - западная публичная компания - спокойно отказалась от $450 млн - $1,2 млрд и поспешила покинуть российский рынок.
Как выяснилось позднее, бенефициаром выкупа "Tele2 Россия" выступал Юрий Ковальчук, структуры которого в сентябре 2013 году перекупили у ВТБ 50% акций "Tele2 Россия". Сделки Tele2 AB в 2013-м и Prosus N.V. в 2022-м имеют много схожих черт: с одной стороны, в них стоит публичная западная компания, а с другой - российский государственных холдинг (ВТБ или группа "Газпром", включая Газпромбанк) и структуры Юрия Ковальчука. И в обоих случаях западные инвесторы готовы взять столько, сколько им дают, а то и вовсе расстаться с активами бесплатно и покинуть российский рынок, сверкая пятками.
UPD:
Опровержение
"Холдинг USM, акционером которого является А.Б. Усманов, полностью вышел из капитала VK в 2021 году.
Информация о том, что А.Б. Усманов мог принимать участие или выступать "посредником" в упомянутых сделках по продаже долей Prosus в капитале VK и в Avito, не соответствует действительности.
Он также не имеет отношения к бизнес-деятельности И.Таврина.
А.Б. Усманов давно не занимается бизнесом, посвятив себя вопросам благотворительности и поддержки международного спорта".
Пресс-служба USM