Движение вовне нарастает
Президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров на ИТ-завтраке РУССОФТ "ИТ-индустрия на пороге выбора: встать в ряды мировых лидеров или обслуживать чужие решения" заявил, что доля ИТ-компаний, которые стремятся выйти на внешние рынки, достигла 9,6%, что почти вдвое больше, чем по итогам 2021 г., когда эта доля составляла 5,3%.
"Потенциал и высокий уровень российских разработчиков позволяет нам претендовать на лидерство в новом технологическом укладе, - выразил уверенность Валентин Макаров. - Сейчас в первую очередь проходит процесс импортозамещения ПО в критической инфраструктуре и в критических процессах, где особенно велик риск их остановки или нарушения работы. Но необходимо идти дальше и развивать технологии киберфизических систем, где российские разработки имеют перспективу стать лидерами нарождающихся рынков нового уклада. Эти рынки пока только формируются, именно поэтому сейчас есть шанс завоевать место на мировой арене. И в данном случае не обойтись без государственной поддержки, поэтому РУССОФТ и разработал дорожную карту мер поддержки экспорта, которую в ближайшее время представим регулятору".
Генеральный директор IBS InfiniSoft Сергей Резонтов обратил внимание, что поддержке экспорта ИТ-продукции и сервисов уделяется недостаточно внимания со стороны государства, хотя это является действенным инструментом влияния за пределами страны. К тому же, как напомнил руководитель InfiniSoft, по итогам 2021 г. ИТ-экспорт из России достиг $10 млрд, что сопоставимо с экспортом зерна или лесоматериалов. Но при этом экспортеры сельхозпродукции или продуктов переработки древесины получают большой объем поддержки со стороны государства, в отличие от тех, кто предлагает на внешних рынках ИТ-продукцию.
Потенциальным экспортерам, как подчеркнул Сергей Резонтов, нужны знания о рынках, статистика и аналитика по интересующим странам, а также выход на потенциальных заказчиков. Председатель совета директоров "СерчИнформ" Лев Матвеев также призвал лучше использовать потенциал цифровых атташе, которых нужно мотивировать, в том числе материально, а также для их отбора привлекать постоянных экспортеров. А спрос на российские разработки, по общему мнению участников дискуссии, есть.
Тем более что российским компаниям после потери рынка США и западных стран приходится выходить на неизведанные раннее пространства. Об этом рассказал председатель правления SPIRIT Андрей Свириденко. При этом он предупредил, что российские продукты на внешних рынках не очень ждут и продукт должен иметь неоспоримые преимущества, чтобы быть успешным. Также надо быть готовым, что все будет идти очень медленно. Тем не менее SPIRIT удается довольно успешно продавать продукты семейства "ВидеоМост" Японии, Швейцарии, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Ведется работа по выходу на рынки Индии и Китая. Плюс ко всему, Андрей Свириденко обратил внимание, что экосистемы в России и за рубежом начинают все больше расходиться вследствие того, что внутри страны появляется запрос на интеграцию с продуктами для внутреннего рынка, которые используются для замены решений от ушедших компаний.
Директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов назвал активный экспорт продуктов еще и важным фактором для работы на внутреннем рынке. Востребованность продукта за рубежом является дополнительной гарантией качества. При этом TrueConf удалось удержаться даже на рынке США, поскольку этот продукт оказался одним из немногих, чей сервер управления может находиться на территории заказчика. Хотя текущая ситуация все же сказывается: продукты TruConf большинство аналитических агентств исключили из своих рейтингов.
По мнению Дмитрия Одинцова, недоверие к облакам и боязнь дистанционного отключения являются довольно мощными драйверами спроса на альтернативные продукты видео-конференц-связи во всем мире. Именно по этой причине рост спроса достигал 50%, особенно в таких регионах, как Ближний Восток, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия.
"Вопреки ожиданиям - многие страны сохраняют лояльность к российскому ПО и стремятся к независимости от американских технологий, которые с 2020 г. по 2022 г. стали одним из элементов санкционной машины. На собственном примере мы видим, как спрос на защищенные от санкций российские ВКС-решения в госведомствах, силовых структурах и крупном бизнесе других стран вырос в среднем на 30%, что также отмечают аналитики из Aragon Research. Ориентир на экспорт и признание заказчиками за рубежом - ключевой показатель конкурентоспособности ИТ-продукта, в том числе на российском рынке. От наращивания экспортного потенциала российских решений выигрывают все. Заказчики в конечном счете получают отечественный продукт, соответствующий мировым тенденциям и трендам, с помощью которого можно безопасно заменить корпоративные ВКС-решения мировых лидеров, таких как Microsoft, Cisco и Poly", - заявил Дмитрий Одинцов.
Лев Матвеев также призвал не стремиться повторять успешные продукты, а предлагать решения, которые будут качественно лучше. При этом надо предлагать не просто продукты, а платформы. Емкость рынка аутсорсинга в сфере ИБ в мире составляет $50 млрд, и эти сервисы продавать намного проще, поскольку дефицит кадров в ИБ является глобальной проблемой.
Однако есть примеры, как ряд российских компаний сосредоточились на внутреннем рынке - в частности, "МойОфис". "В условиях резкого роста интереса к отечественному ПО, "МойОфис" сконцентрирован на работе на российском рынке. Мы продолжим ведение ранее запущенных проектов", - так прокомментировал данную ситуацию генеральный директор "МойОфис" Павел Калякин.
Доля продукта "МойОфис" на российском рынке офисного ПО оценивается всего в 8%, причем приходится соперничать не с российскими продуктами или решениями с открытым кодом, а с MS Office, часто не вполне лицензионно чистым. Однако применение продуктов от Microsoft слабо совместимо с главным желанием заказчиков - сохранить контроль над данными. Также задачей разработчиков является наращивание функциональных возможностей.
При этом, как подчеркнул Павел Калякин, проекты миграции на российский офисный пакет являются довольно сложными и длительными. В среднем продолжительность такой миграции может достигать 18 месяцев. Наиболее сложными этапами такой миграции являются интеграция с другим ПО и обучение пользователей.