На студентов вырос спрос
Платформа Jobby зафиксировала в октябре текущего года резкий рост спроса на вакансии для студентов. Увеличение количества составило 9,16% в среднем по рынку. При этом особо отмечено, что количество вакансий для учащихся выросло впервые в этом году.
Особенно Jobby выделяет три отрасли - производство, финансы и инвестиции, ИТ: "Самую высокую нехватку кадров ощущают компании в сфере производства. Количество вакансий для студентов здесь выросло более чем в два раза - на 120,53%. На втором месте компании в области финансов и инвестиций, которые разместили за последний месяц на 51,5% объявлений о найме больше, чем в сентябре. В тройке лидеров по востребованности ИТ-специалисты: для начинающих и талантливых количество позиций стало на 44,5% больше".
Эксперты связывают это с объявлением частичной мобилизации, которая вызвала нехватку специалистов из-за их призыва или отъезда за границу. "Из-за последних событий в сентябре и октябре многие компании ощутили кадровый голод, - отмечает основательница площадки Jobby Татьяна Льюис. - Единственный способ восполнить недостаток специалистов - воспитать их самостоятельно. Кроме того, студенты не подпадают под призывную кампанию и не боятся строить планы на будущее".
Однако есть и другие мнения. К примеру, директор по персоналу "Киберпротект" Елена Калацей не наблюдает явного всплеска. Но при этом в отрасли существует устойчивый дефицит квалифицированных кадров, и изменений в ближайшее время ждать не стоит. Поэтому, по ее мнению, компании, которые имеют долгосрочные планы развития, возможность инвестировать в будущее, продолжат стабильно работать со студентами независимо от сиюминутной ситуации.
"Практически у любого кандидата в ИТ, впервые претендующего на позицию, будет недостаточно знаний и опыта, но у компании есть инструменты и ресурсы, чтобы в конечном счете получить квалифицированного и лояльного сотрудника. В этом смысле, действительно, студенты лучше подходят, чем, например, кандидаты, прошедшие профессиональную переподготовку или просто решившие, что у них достаточно знаний, чтобы попробовать себя в ИТ, - считает Елена Калацей. - Со студентами работа начинается заранее, например, у нас есть базовая кафедра в МФТИ, где наши специалисты участвуют как научные руководители студентов, работающих над дипломом, создана система стажировок и наставничества. Студентов отличает живой интерес к самым разным задачам, желание погрузиться, что называется, в омут с головой - это их преимущество, которое при правильной организации принесет результат".
Руководитель отдела продвижения бренда работодателя ООО "Аурига" Виктория Плужникова отмечает, что вузы не успевают подстраивать свои программы под требования работодателей: "Технологии, которые используются в современном мире, постоянно развиваются и обновляются. Зачастую вузы просто не успевают обновлять программы обучения и подстраивать их под требования рынка. Кроме того, разумеется, одних теоретических знаний недостаточно. Важно подкреплять их практическим опытом. Зачастую компаниям проще взять на работу недавнего студента без опыта и при помощи программы стажировок и адаптации воспитать специалиста под задачи бизнеса. В "Ауриге" для этих целей есть тренинг-центр. И подобный подход выгоден всем, так как для специалистов уровня Junior это отличная возможность попасть в крупную компанию и сделать себе карьеру".
Генеральный директор ООО ИЦ "Таврида", доцент кафедры компьютерной инженерии и моделирования Крымского федерального университета им. Вернадского Алексей Радзишевский считает, что знаний у студентов недостаточно, а главное - нет навыков применения знаний: "Поэтому мы зашли в вуз и с третьего курса ведем полноценные программы по предметам. Лучших отбираем к себе на стажировку, прошедших внутреннее собеседование забираем в штат. В итоге к четвертому курсу среди тех, кто реально хочет работать в ИТ, тех, кто не работает в какой-либо компании, просто не остается. Наша фирма четвертый год набирает студентов на стажировку и далее в штат, что стало своеобразным бизнесом - конвейером по выращиванию сотрудников. Старшие студенты помогают набираться опыта младшим. В настоящее время студенты из штата ИЦ "Таврида" работают на внешних коммерческих проектах и приносят прибыль. Среднее время подготовки студента от стажера до коммерческой деятельности - четыре-восемь месяцев при минимальных финансовых затратах".
HR-директор ООО "Рексофт" Дмитрий Скрипкин считает, что вузы дают первичную базу, которая недостаточна для самостоятельной работы, поэтому студенту, как начинающем специалисту, в обязательном порядке нужен наставник внутри компании, который курирует и дообучает, а значит, тратит часть рабочего времени.
"Однако есть и очевидные плюсы в обучении студентов. Со временем компания получает специалиста, заточенного под свои потребности, проекты и технологический стек. Чаще всего молодые специалисты "горят" проектом, имеют возможность посвящать работе больше времени и инициативны. Кроме того, достаточно часто они более лояльны к компании, так как сильнее проникаются корпоративной культурой и ценностями", - такие плюсы, по мнению Дмитрия Скрипкина, дает привлечение студентов.
Наиболее дальновидные компании начинают привлекать будущих сотрудников еще со школьной скамьи. Тем более, как показало исследование QIWI, более четверти школьников планируют связать свою будущую жизнь с ИТ-сферой.
"Отрадно видеть, что уже в таком юном возрасте многие ребята понимают значимость компетенций, связанных с решением жизненных задач и работой с другими людьми. В условиях постоянных изменений именно они помогают удержаться на плаву, адаптироваться, найти себе применение в самых разных сферах и проявить себя даже в стрессовых ситуациях. Это касается и таких "техничных" отраслей, как ИТ. Мы в QIWI видим конкурентное преимущество в надпрофессиональных навыках и создаем возможности для наших сотрудников пройти обучение у высокопрофессиональных тренеров, чтобы эти навыки в себе развить", - комментирует заместитель генерального директора группы QIWI Мария Шевченко.