Представители академического сообщества сообщили о ряде проблем при реализации проекта по созданию цифровых кафедр. В частности, объем бюджетного финансирования они характеризуют как недостаточный. Он на треть ниже, чем среднерыночный уровень затрат на подготовку специалиста. Финансирование цифровых кафедр в текущем году составляет 2,7 млрд руб.
© ComNews
24.10.2022

В ходе экспертной сессии "Новые подходы развития отечественной ИТ-отрасли и модернизация системы подготовки ИТ-кадров", проходившей в рамках "Недели приоритетных отраслей экономики" начальник проектного управления по реализации мероприятий в сфере подготовки ИТ-кадров департамента сопровождения отраслевых и инфраструктурных проектов ФГБУ "Центр экспертизы и координации информатизации" Анастасия Казанцева рассказала, как разворачивается обучение на цифровых кафедрах, где студенты различных специальностей могут получить дополнительное образование в сфере ИТ. На их работу в текущем году выделено 2,7 млрд руб.

Такие кафедры открыты уже в 114 вузах, на них принято 113 тыс. студентов. На цифровых кафедрах работает 3277 преподавателей, в том числе 997 - из отрасли. Обучение проводится по 490 специализациям, всего на настоящий момент утверждено 508.

Первый выпуск состоится уже в 2023 г. Планируется подготовить 80 тыс. специалистов. К 2025 г. это количество вырастет до 385 тыс.

Цифровые кафедры созданы в рамках федерального проекта "Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли" нацпрограммы "Цифровая экономика". На них студенты могут получить ИТ-компетенции параллельно с изучением основной программы.

"По поручению президента Владимира Путина правительство проводит комплексную работу по повышению качества подготовки ИТ-специалистов и цифровой грамотности россиян. От этого напрямую зависит обеспечение информационной безопасности страны и достижение технологического суверенитета. Мы видим, что молодые люди заинтересованы в развитии цифровых компетенций. В рамках приемной кампании на "цифровые кафедры" подано более 140 тыс. заявлений. Зачислено свыше 110 тыс. студентов. Сейчас - на старте обучения - проходит мониторинг их цифровых компетенций, который будет регулярно отслеживать качество подготовки ребят", - заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

https://www.comnews.ru/content/220326/2022-05-20/2022-w20/115-rossiyski…

На цифровые кафедры возлагаются большие надежды. Так, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев назвал насущной задачей подготовку команд высококвалифицированных специалистов в области внедрения систем управления предприятиями на российских решениях, особенно на уровне крупных холдингов. Эти специалисты должны владеть знаниями как в ИТ, так и в других предметных сферах. Причем эти сотрудники нужны срочно.

При этом ИТ-компании активно участвуют в создании цифровых кафедр. Директор по связям с университетами VK Group Сергей Марданов рассказал об опыте своей компании в создании таких кафедр. VK помогает в создании программ, его сотрудники представлены среди преподавателей.

Руководитель направления по работе с вузами ООО "Яндекс.Облако" Евгений Михайленко также рассказал о поддержке цифровых кафедр. По его словам, в наибольшей степени востребована помощь в актуализации учебных программ, подготовке кадров, а также интеграция современных технологий, в том числе облачных, и контента. Также "Яндекс" активно содействует проведению всяческого рода олимпиад и хакатонов.

Никуда не исчезла и проблема дефицита ИТ-кадров. Директор по направлению "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина привела результаты исследования ситуации на рынке труда, согласно которым по состоянию на конец сентября ИТ оказалась единственной отраслью, где количество соискателей уменьшилось. При этом значительная часть кандидатов не устраивает соискателей по причине недостатка образования и опыта. К примеру, лишь около половины из них имеют высшее образование.

Директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц поделилась опытом создания цифровой кафедры при МФТИ. Она открыта при магистратуре, поскольку уровень нагрузки у студентов бакалавриата в этом вузе оказался слишком высок. Обучение проводится по четырем специальностям, из которых две связаны с программированием, а также аналитика данных и машинное обучение. Партнерами стали VK и "Фирма 1С". Прошло приемный ассестмент 569 студентов, планируется выпустить 400 человек.

В МФТИ выбрали практикоориентированный подход. Упор при этом сделан на обучение в команде, что должно подготовить обучающихся к специфике работы в отрасли.

При этом Дарья Гриц обратила внимание на несколько сложностей. Прежде всего это финансовый разрыв: средства поступают спустя пять месяцев. При этом объем бюджетного финансирования недостаточный, он на треть ниже, чем среднерыночный уровень затрат на подготовку специалиста сопоставимой квалификации. Также в нетехнических вузах не предусмотрели базового курса по математике, без которого будет очень сложно осваивать программу.

Анастасия Казанцева обещала предусмотреть обучение математике в вузах, где такой курс не читается, но увеличение финансирования в нынешних условиях, по ее словам, невозможно. Нужно искать другие источники.

Также ряд представителей академического сообщества обращали внимание на серьезные вопросы, связанные с оценкой качества обучения на таких кафедрах. Декан факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета (ВМК МГУ) Игорь Соколов, например, задал такие вопросы: "Для того чтобы эти специалисты, получив аттестат, могли как-то трудоустраиваться, диплома недостаточно? Непонятно, по какой методике будет проводиться оценка, потому что очевидно, что единой методики тут быть не может. Почему именно ИТ-специалисты выделены в эту группу, которая будет подвергнута дополнительным испытаниям? Надо ли к ним готовиться? Очень много вопросов".

https://www.comnews.ru/content/220218/2022-05-16/2022-w20/cifrovym-kafe…

Новости из связанных рубрик