Павел Нефедов
Источник: Ведомости, 12 мая 2000 г.
16.05.2000

Ожидаемый московской интернет-общественностью взрывной рост аудитории Интернета в России станет возможным, только если собственные интернет-провайдеры появятся в десятках тысяч небольших российских городов. На выставке "Связь-Экспокомм" выяснилось, что организацией провайдерского бизнеса "под ключ", по сути дела, никто не занимается. В то же время отдельных поставщиков оборудования на рынке предостаточно.

Бизнес региональных интернет-провайдеров состоит в том, чтобы арендовать канал доступа в Интернет в своем городе, смонтировать специальное коммутационное оборудование и продавать услугу доступа к этому каналу по телефонной линии. Такими провайдерами становятся либо местные компьютерные фирмы (они ближе к технике), либо местные СМИ (у них уже есть аудитория и возможность рекламировать новый носитель информации).

С технологической точки зрения устройства, работающие сегодня у интернет-провайдеров, довольно просты. Настраивать эти приборы можно просто через интернет-браузер, и особой квалификации тут не требуется (по крайней мере так утверждают производители этого оборудования).

Гораздо большая сложность возникает с маркетингом и продажами новых услуг.
Когда в небольшом провинциальном городе появляется интернет-провайдер, ему нужно завоевать расположение местной публики. Во-первых, уровень цен требуется установить в соответствии с местным платежеспособным спросом. Во-вторых, провайдеру нужно самому организовать какой-то местный контент, например сайт с афишей городских событий, справочной информацией или доской объявлений. Так местные покупатели смогут осознать ценность Глобальной сети.

Как считает Андрей Зюзин, замгендиректора российского представительства Systems, для провайдеров имело бы смысл организовать своеобразные "инкубаторы", которые предоставляли бы им проверенные решения по организации бизнеса. В отсутствие подобных "инкубаторов" компания сама пытается осуществлять маркетинговый консалтинг для своих клиентов.

По наблюдениям Зюзина, в последнее время региональные провайдеры начинают задумываться не только о предоставлении коммутируемого доступа в Интернет (так называемого dial-up) , но и о более "продвинутых" услугах, например веб-хостинге (размещении на своей территории чужих веб-серверов).

По оценкам поставщиков оборудования, средние расходы провайдера на организацию бизнеса в небольшом городе "с нуля" со-ставляют $100 000 в год (в Москве эта сумма в три раза выше, причем, учитывая очень высокий уровень конкуренции, здесь гораздо сложнее рассчитывать на ее возврат). С точки зрения оптимизации расходов наиболее привлекательной является ситуация, когда провайдер возникает не на пустом месте, а при каком-либо крупном предприятии. В этом случае он уже имеет гарантированный объем трафика, а все, что он найдет "на стороне", образует его чистую прибыль.

Такой типовой провайдер обычно имеет 10 - 15 сотрудников и обслуживает от 100 до 500 клиентов в режиме dial-up. Этот провайдер в большинстве случаев арендует канал емкостью не более 64 Кбит/сек, который обычно оказывается перегружен.

Впрочем, в последнее время региональным провайдерам становится все легче арендовать каналы связи достаточной емкости. "Ростелеком" активно развивает собственную региональную IP-сеть (сеть, сконфигурированную для работы в протоколе Интернета) , которая уже имеет точки присутствия в 80 городах России. Теперь местным компаниям уже не нужно самостоятельно конфигурировать свои IP-сети по маршруту местный узел "Электросвязи" - ближайший узел "Ростелекома" - точка обмена интернет-трафиком в Москве. Фигурально выражаясь, "Ростелеком" сам становится ближе к местным провайдерам, и им требуется арендовать гораздо меньшие участки дорогостоящих междугородных линий.

Наземные каналы связи в регионах могут быть недостаточно надежными, поэтому провайдерам следует позаботиться о резервировании доступа через спутниковый канал. Как пояснил менеджер компании DeTeSat Олег Тимошенко, такой канал предоставляет очень высокую скорость загрузки данных из Интернета (до 2 Мбит/сек) , но для постоянного обмена данными в Сети он непригоден: начинают сказываться задержки, пока сигнал с Земли идет до спутника.

Антенну и приемную станцию для подключения к спутнику можно купить за $3500-4000.

При аварии на наземном канале, в часы пик или при необходимости сразу загрузить большой объем данных можно пользоваться этим каналом по тарифу 4 - 5 центов за мегабайт скачанной информации.