Уход с российского рынка зарубежных вендоров ПО и невозможность продления лицензий на их продукцию привели к тому, что СПО и отечественные продукты начали внедряться в образовательную практику в экстренном режиме. Но этот процесс находится на начальной стадии, и остается еще много препятствий.
© ComNews
23.05.2022

19-22 мая в Переславле-Залесском прошла объединенная конференция "СПО: от обучения до разработки". Данный форум делится на две секции: "СПО в высшей школе" (хотя в ней уже давно представлена вся сфера образования, от дошкольного до послевузовского) и конференция разработчиков свободных программ. Мероприятие прошло при поддержке Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН), АНО "НСКФ", АРПП "Отечественный софт" и НП "РУССОФТ". При этом традиционно участников форума представляют только по именам, без указания должностей и регалий.

Открывая конференцию "СПО в высшей школе", председатель ее программного комитета, заместитель генерального директора "Базальт СПО" Алексей Новодворский назвал общим интересом всех участников форума разработку, распространение и совершенствование свободного ПО.

Главным препятствием для широкого внедрения СПО в сферу образования является инертность сферы образования. Главный научный сотрудник Института программных систем РАН Николай Непейвода напомнил, что многие учебные программы и даже разного рода задачи, используемые в ходе аттестаций, не меняются не просто годами, а десятилетиями, что приводит к массовым списываниям и деградации качества образования, особенно в технических вузах. По его наблюдениям, качество знаний на третьем курсе часто ниже, чем сразу после поступления в вуз.

Руководитель Саратовского филиала "Базальт СПО" Евгений Синельников обратил внимание, что изучение информатики не является исключением. Учебные программы формировались еще в 1980-е. Существующие программы до сих пор оторваны от практики и ориентированы на то, чтобы писать программы на базе классических алгоритмов. При этом курс был ориентирован на одни и те же программные средства на DOS, а затем и Windows-платформе. Обучение реальному программированию проходило уже на рабочем месте. Все это серьезно мешает вовлечению студентов в проекты разработки свободного ПО, что является одним из наиболее доступных способов наработки портфолио для будущих разработчиков.

Доцент КубГУ Евгений Алексеев в своем выступлении отметил, что только в текущем году руководство вуза начало осознавать, что от платформы Windows придется уходить просто потому, что в весьма скором будущем станет невозможно продление лицензий. До этого же преобладал подход "деньги есть, ничего менять не надо".

Преподаватель Щелковского колледжа Денис Диденко также обратил внимание, что информированность об альтернативных платформах крайне низка, чем пользуются многие вендоры, устанавливая на свою продукцию высокие цены. При этом профильное министерство, как федеральное, так и региональное, долгое время по факту тормозило внедрение СПО, в частности, требуя отчетность в проприетарных форматах. Серьезные сложности составляло то, что для сдачи ЕГЭ и использования целого ряда электронных учебных пособий требовалась исключительно Windows, и какие-то подвижки начались только совсем недавно.

Руководитель Департамента компьютерной инженерии НИУ ВШЭ Владимир Старых назвал целый комплекс причин, которые мешали внедрению свободного ПО в учебный процесс. Это, в частности, неготовность профессорско-преподавательского состава, слабое методическое обеспечение и отсутствие госполитики. Если в госучреждениях и госкомпаниях были установлены четкие сроки по реализации программ в рамках импортозамещения, то в сфере образования всех уровней ничего подобного предусмотрено не было. Какие-то реальные подвижки начались только в последнее время.

Новости из связанных рубрик