Павел Нефёдов
Источник: Ведомости, 15 июня 2000 г.
15.06.2000

Подготовка к выходу на Нью-Йоркскую фондовую биржу заставила компанию "Мобильные ТелеСистемы" впервые опубликовать свои финансовые показатели. Объявлены и "уточненные" данные о количестве абонентов - они оказались несколько ниже, чем предполагали аналитики и конкуренты МТС.

В прошлую пятницу МТС официально объявила о начале первичного публичного размещения своих акций (initial public offering, IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

На торги будет выставлено 17% акций МТС в виде американских депозитарных расписок (ADR). В связи с этим доли нынешних акционеров МТС снижаются:доля АФК "Система" уменьшается с 51% до 42% , а доля Deutsche Telekom - с 49% до 41%. Как подчеркнул президент ОАО "МТС" Михаил Смирнов, нынешние акционеры не будут выкупать акции из выставляемой на биржу допэмиссии.

Предполагается, что от размещения будет выручено от $345 млн до $384 млн. Новые бумаги будут котироваться под символом "МВТ", торги начнутся в пятницу 30 июня. До этого срока руководство МТС вместе со своими советниками - банками Deutsche Bank и ING Barings - представляет компанию ключевым инвесторам.

Сперва встречи пройдут в семи крупнейших европейских городах, а затем начнутся презентации в США. За это время предполагается встретиться с 200 крупными инвесторами, сообщил Дэвид Херберт, управляющий директор ING Barings по корпоративным финансам в Восточной и Центральной Европе.

К выводу на биржу МТС была готова уже давно, но эти планы сорвал финансовый кризис 1998 г.

"Сейчас российская экономика показывает признаки возрождения. Западные институциональные инвесторы идут в Россию", - считает Николас Джордан, управляющий директор Deutsche Bank по инвестициям в Восточной и Центральной Европе.

Главный конкурент МТС на московском сотовом рынке компания "ВымпелКом" вышла на NYSE еще осенью 1996 г. , став первой российской компанией, выпустившей ADR 3-го уровня. Кризис 1998 г. подорвал платежеспособность российских абонентов - "ВымпелКом" ответил продажей 25% акций норвежскому концерну Telenor за $162 млн.

Но главным следствием кризиса стали ценовые войны между МТС и "ВымпелКомом". На фоне постоянного снижения тарифов на сотовую связь обе компании начали заочный спор о том, кто действительно является лидером сотовой связи в России. До последнего времени отличия их позиций состояли в том, что "ВымпелКом" был обязан публиковать годовые отчеты, а МТС оставалась закрытой компанией и сообщала о себе лишь то, что считала нужным.

Требования NYSE заставили МТС впервые обнародовать свои финансовые показатели за последние три года (см. таблицу). Утверждения руководства о прибыльности МТС подтвердились.

Как считают аналитики инвестиционной компании UFG, благоприятные финансовые показатели МТС объясняются тремя причинами. Во-первых, МТС смогла захватить 70% московского рынка корпоративных абонентов. Эти абоненты более стабильны, менее чувствительны к цене минуты разговора. Во-вторых, компания не стала следовать примеру "ВымпелКома" и продавать трубки себе в убыток. Еще одно преимущество МТС, по мнению аналитиков, - более низкая цена коммутации с телефонными сетями общего пользования, которая достигается за счет тесных отношений с МГТС и компанией "МТУ-Информ", также входящими в АФК "Система".

Эти преимущества конкурента понимают и в "ВымпелКоме". Вчера компания объявила о новых тарифных инициативах в секторе корпоративных пользователей. "Мы намерены активизировать наши усилия по привлечению бизнес-пользователей, - сказал директор по работе с корпоративными клиентами "ВымпелКома" Юрий Жуковский. - Для нас это очень важный рынок, приносящий стабильный доход".

Кроме того, "ВымпелКом" сообщил, что совместно с компанией "Комбеллга" намерен предлагать интегрированные услуги мобильной и проводной связи - это первые итоги покупки контрольного пакета "Комбеллги" концерном Telenor.

В отличие от финансовых показателей опубликованная статистика числа абонентов МТС удивила аналитиков. В январе 2000 г. МТС торжественно отмечала появление 400 000-го абонента в своей сети.

Теперь сообщается, что на 31 декабря прошлого года у компании было чуть больше 300 000 абонентов.

Соответственно, задним числом снижены данные о числе абонентов за предыдущие годы.

Показатели были пересмотрены в связи с тем, что в преддверии IPO применялись более жесткие критерии:тот, кто не пользовался телефоном в течение двух месяцев, абонентом больше не считается.