Из-за ухода с российского рынка некоторых иностранных вендоров отечественные ИТ-компании испытывают сложности в работе с зарубежными продуктами, так как доступа к сервисным порталам и обновлениям программного обеспечения нет. Но выход есть: интеграторы по согласованию с клиентами готовы брать на себя поддержку всего стека инфраструктурных решений от ключевых вендоров, таких как SAP, Microsoft, Citrix, VMware, RedHat, SUSE, Oracle. Кроме того, разработки, призванные импортозаместить такие зарубежные решения, как SAP и Oracle, по оценкам игроков рынка, появятся уже в течение года.
© ComNews
13.04.2022

На фоне российской спецоперации на Украине в начале марта ряд иностранных ИТ-вендоров друг за другом объявили о приостановке продажи новых продуктов и предоставлении услуг в России. ComNews опросил крупнейших игроков ИТ-рынка, использующих решения иностранных производителей, самих зарубежных вендоров и интеграторов, помогающих поддерживать иностранные решения российским компаниям, а также отечественных производителей.

Пресс-служба SAP рассказала ComNews, что SAP в России исполняет все свои обязательства перед клиентами, насколько это позволяют санкции. Пресс-служба Х5 Group прокомментировала: "Поддержка SAP в Х5 не приостановлена. Возможные риски нивелируются нашими внутренними компетенциями - экспертиза команды Х5 Group по продуктам SAP одна из сильнейших в России".

Большая часть опрошенных вендоров и компаний, использующих зарубежные продукты, отказались отвечать на вопросы, однако представитель одной из компаний, внедривших решения Oracle, на условиях анонимности рассказал ComNews: "Уход вендора с рынка в текущей ситуации не является неожиданностью, однако не выдерживает какой-либо критики стиль общения Oracle с российскими клиентами - отказ вести какую-либо коммуникацию. Текущих релизов решений при заморозке обновлений достаточно, чтобы поддерживать устойчивую работу в течение нескольких лет. Программа импортозамещения в стране осуществлялась вне зависимости от пребывания на рынке иностранных вендоров, новые условия просто способствуют ее ускорению".

Пресс-служба компании Amethyst Capital рассказала, что большая часть проектов Amethyst Capital (в частности, системный ИТ-интегратор Gaskar Group, BuildDocs и "Стройбот") не использовала SAP и не проводила интеграции с сопутствующими программными решениями. "У проектов "Синтека", "Закупай" и FaceKIT поддержка реализована через платформу Omnidesk - этот сервис использует сервера Selectel и домен ru. На данный момент известно, что приостанавливать работу на российском рынке сервис не планирует, поэтому компании продолжают работать с ним и дальше", - сообщила она.

Некоторые российские интеграторы продолжают вести поддержку иностранных решений. Например, компания IBS заявила, что обеспечит сопровождение и развитие решений на платформе SAP, а также сопровождение продуктов Atlassian (Jira) в России, гарантируя безопасность и бесперебойность функционирования корпоративных ИТ-систем.

Руководитель направления "Системное ПО" компании "Крок" Дмитрий Емельянов рассказал ComNews: "У нас около 100 действующих контрактов на поддержку систем SAP и Oracle. Как правило, это крупные промышленные, финансовые организации, торговые сети. Естественно, после приостановки работы вендоров у них возникли вопросы, как дальше поддерживать работоспособность внедренного ПО. Ситуация сложная, с одной стороны, так как доступа к сервисным порталам и обновлениям программного обеспечения уже нет. С другой стороны, выход есть. По согласованию с клиентами готовы брать на себя поддержку всего стека инфраструктурных решений от ключевых вендоров - Microsoft, Citrix, RedHat, VMware, SUSE, Oracle и др. Подобную услугу компания "Крок" предоставляла и ранее, но именно сейчас по объективным причинам на нее появился дополнительный спрос. В рамах сервиса оказываем 1 и 2 линии поддержки, консультируем - например, одной из основных рекомендаций является отказ от любых обновлений, так как это чревато появлением новых ошибок в ПО, - восстанавливаем критически важные компоненты. Примечательно, что в части SLA мы "подписываемся" не на отдельный продукт, а на всю инсталляцию. Это помогает в комплексе проанализировать, как работает программная инфраструктура, и повысить качество поддержки".

Пресс-служба Softline отметила, что в начале марта интегратор запустил горячую линию - это консультации по вопросам законодательства, наиболее оптимальным решениям, соответствующим нормативно-методическим требованиям. "Обратившимся к нам компаниям мы даем рекомендации по составлению индивидуального плана внедрения ИТ-решений, помогаем с выбором российского ПО и оборудования и других решений", - пояснила пресс-служба компании.

Председатель совета директоров "Базальт СПО" Алексей Смирнов отметил, что основное влияние на продажи отечественного ПО оказывает не отказ тех или иных иностранных компаний от работы в России, а меры по переходу на отечественные программы, которые инициированы такими отказами. "То есть из-за отказов правительство стало действовать намного решительнее и приняло более энергичные меры по обеспечению технологической независимости. В частности, принято решение по полному переходу госструктур, а также всех объектов КИИ на отечественный софт, это ускоряет импортозамещение и таким образом помогает отечественным ИТ-компаниям", - пояснил он.

Генеральный директор ГК "Астра" Илья Сивцев рассказал, что с приостановкой работы в России иностранных вендоров количество запросов, в том числе из коммерческих компаний, не только госсектора, значительно выросло. "Текущая ситуация должна простимулировать импортозамещение в финансовом секторе, телекоме, промышленности др. Сейчас мы делаем ставку на ускоренное развитие программного стека. Заказчиков, которые пользуются нашими ОС, системой виртуализации, средствами резервного копирования, VDI и мобильными рабочими местами, теперь становится все больше. У каждого из них свои потребности. Поэтому мы стали еще активнее, чем раньше, работать над расширением функционала и повышением качества ПО - оно должно закрыть максимум инфраструктурных задач и удовлетворить самые разные запросы рынка. Наш стек серверного и системного ПО включает ОС Astra Linux для различных процессорных архитектур, в том числе серверную операционную систему, оптимизированную для высоких нагрузок, с включенным инструментарием для автоматизированного развертывания всего ПО компании. Также в продуктовую линейку входил комплекс средств виртуализации "Брест", диспетчер подключений виртуальных рабочих мест Termidesk, корпоративная почта RuPost, решение для управления доменом ALD Pro, ПО для организации мобильных рабочих мест WorksPad и средства резервного копирования RuBackup. Развитие продолжается, и недавно к нам присоединилась компания ISPsystem - разработчик платформ для комплексного управления ИТ-инфраструктурой, который создает экосистему софта для обслуживания физического оборудования, серверной виртуализации, веб-серверов и сайтов", - прокомментировал Илья Сивцев.

Независимый эксперт на ИТ-рынке Вадим Плесский считает, что поддерживать продукты, разработчики которых решили больше не работать в России или с российскими клиентами, - это крайне неблагодарное и бесперспективное занятие. "Правильное решение в сложившейся ситуации - постепенная замена отдельных блоков и модулей программными продуктами российской разработки или решениями Open Source, с дальнейшей наработкой компетенций по выбранным фокусными направлениям. На рынке есть несколько российских операционных систем, которые устойчивы к санкционному процессу. Они поддерживают технологии виртуализации и автоматизированного развертывания инфраструктуры и приложений. Отказ от системного ПО Microsoft, а также от RedHat Linux и SUSE в пользу открытых решений позволит сэкономить бюджет и направить средства на развитие компетенций персонала. Для миграции баз данных ушедших вендоров можно использовать PostgreSQL, которая прекрасно себя зарекомендовала при промышленной эксплуатации. Конкретные бизнес-приложения, если они недоступны от российских разработчиков или в виде кода Open Source, который можно адаптировать к российским реалиям, придется переписывать. Но делать это нужно с учетом меняющейся инфраструктуры - пытаться продолжать работать с продуктами типа MS SQL Server или Active Directory не стоит, это все равно заведет в тупик. Сложнее всего будет заменить комплексные ERP-системы. Но здесь надо понимать, что заказчики, развертывающие такие решения, понимали, на что шли. А если не понимали - то стоит задать вопрос, кого они нанимали в качестве ИТ-директоров и какова "цена вопроса" на данный момент", - прокомментировал Вадим Плесский.

Генеральный директор ЭТП "Фабрикант" Антон Васильев рассказал, что текущие пользователи SAP и Oracle уже начали поиск решений на замену, потому что есть сомнения, что зарубежные вендоры разрешат свободно и легально поддерживать в долгосрочной перспективе их решения российским интеграторам. "У российских ИТ-компаний есть инструментарий для разработки отечественных решений, аналогичных по функционалу SAP и Oracle. Сейчас на рынке уже присутствуют готовые Saas-продукты, позволяющие организовать деятельность компаний с поддержкой различных типов закупочных процедур и управлением контрактными обязательствами между заказчиком и поставщиками. По нашей оценке, первые разработки, призванные импортозаместить такие зарубежные решения, как SAP и Oracle, могут появиться на рынке уже в течение года, и нет сомнений, что они в итоге появятся", - уверен он.

Генеральный директор iPavlov, исполнительный директор НИЦ АО "Швабе" в МФТИ, директора по разработке прикладного программного обеспечения Центра Компетенций НТИ по направлению "Искусственный интеллект" Лоран Акопян отметил, что ситуация с уходом вендоров - комплексная и не тривиальная, требующая четкого учета специфики ИТ ландшафта, бизнеса компании, каналов связи с потребителями, сотрудниками и наличия собственного контура внутренних цифровых продуктов (виртуальные ассистенты, системы видеомониторинга и обработки больших данных, предиктивная аналитика, распознавание промышленных объектов и т.д.). Чем больше опыта предприятия по созданию своих собственных софтверных решений, интегрируемых с SAP/Oracle, тем лучше. Эти компании понимают всю сложность происходящего, и можно с ними выстраивать новые партнерские схемы, позволяющие выиграть время на более длительную и сложную историю с импортозамещением. Тут можно продолжать по стратегии перехода на 1С/PostgreSQL и выстраивать всю дальнейшую цифровую инфраструктуру на ее базе, либо двигаться в сторону собственных ERP-систем на базе open-source ПО (их немного, но они есть), комментирует он. - Большое значение имеет количество персонала, размер структуры холдинга, масштаб и география покрытия транзакций компании. Мы понимаем всю нестандартность и сложность любого рода перехода на Российское ПО: это миллиарды инвестиций, немалые сроки доработки и внедрения новых программных продуктов, их наладка и тесная кооперация с цепочкой ИТ-поставщиков, каждый из которых должен быть тщательно выверен. Ошибка или неподготовленность одного из поставщиков поставит под удар всю цепочку внедрения российского софта в контур предприятия. Важнейший вопрос – как это все скажется на прибыльности предприятий, и здесь нужно открыто признавать, что выиграют те компании, которые посмотрят на это как долгожданные инвестиции в развитие, в собственную ИТ-экосистему, нежели на быстрое импортозамещение "ради импортозамещения".

Новости из связанных рубрик