Российские ИТ-дистрибьюторы, которые до сих пор продвигали на рынок решения сотен зарубежных вендоров, ускорили направление дистрибуции импортозамещающей продукции. Они создали подразделения для исследования рынка и переговоров с отечественными вендорами, запустили сайты по импортозамещению, а также разрабатывают собственные решения согласно стратегии импортонезависимости.
© ComNews
05.04.2022

ComNews опросил тройку крупнейших ИТ-дистрибьюторов в России - Merlion, OCS и Marvel по поводу видения их дальнейшего развития в условиях ухода иностранных вендоров с российского рынка. Merlion и Marvel подробно рассказали о принимаемых мерах и структуре портфеля в настоящий момент.

Генеральный директор компании "Марвел-Дистрибуция" Алексей Мельников сообщил, что из портфеля компании, который состоял из примерно 200 вендоров, только 10% приостановили поставки. "Назвать точную цифру сложно, потому что это величина, которая меняется крайне динамично ввиду того, что пока ряд вендоров взяли паузу, спрос на отечественные или несанкционные решения и товары становится не просто очень высоким, а иногда критичным, поэтому у нас нет ни одного направления, где мы бы не вели сейчас активные переговоры и подписания, - говорит Алексей Мельников. - За последние два-три года мы значительно переориентировались на Восток, поэтому стабильно пополняли наш портфель азиатскими и в особенности китайскими вендорами. Кроме того, вопрос импортозамещения стал для нас актуален не в конце февраля, а как минимум в 2018 г. С тех пор мы старались заключить дистрибьюторские соглашения с российскими производителями софтверных и хардверных решений. В последние два года это удавалось сделать легче, чем раньше. Идея импортозамещения стала не просто умозрительной концепцией, а вполне реальным процессом. Ни один из производителей нашего портфеля не ушел из России - такого официального уведомления никто не присылал. Да и сами санкции введены против отдельных предприятий или персоналий, но не целых отраслей. Поэтому мы обсуждаем, какие новые совместные правила могли бы выработать".

Сайт Marvel предоставляет актуальную информацию, но компания также создала специальный лендинг c отечественными вендорами для большего удобства партнеров (rus.marvel.ru). "Уже больше полутора лет у нас есть и собственные решения в рамках стратегии импортонезависимости, они представлены на нашем ресурсе https://fplustech.ru/. Есть телеграм-канал о продуктах и технологиях, которые сейчас могут быть полезны нашим партнерам, где публикуем в том числе контент от вендоров из нашего портфеля. На нашей образовательной онлайн-площадке Marvel University мы проводим вебинары, чтобы помочь нашим партнерам сориентироваться в импортозамещающих продуктах", - рассказал Алексей Мельников.

Для группы компаний Merlion 2021 г. стал продуктивным в плане развития портфеля брендов. "Если в 2020 г. у нас было около 920 брендов, то сейчас более 1900. По ряду брендов мы являемся эксклюзивным дистрибьютором, поскольку можем обеспечить максимальное покрытие территории России, как в сегменте В2В, благодаря нашему широкому партнерскому каналу, так и в розничном сегменте за счет федеральных и локальных ретейлеров и собственной розницы. Мы ускорили направление дистрибуции импортозамещающей продукции. Здесь у нас темпы впечатляющие - вместе с ведущими отечественными разработчиками и производителями наращиваем покрытие потребностей проектной дистрибуции, заказчиков и клиентов системных интеграторов", - рассказала пресс-служба Merlion.

Статус по подписанным Merlion дистрибьюторским соглашениям (их 36) в разрезе категорий сейчас следующий: сервисы - BSS, BellSoft, ISPsystem, Polymatica, SkyDNS; система управления базами данных - Postgres Pro, "Ред База Данных"; информационная безопасность - Kaspersky OS, "Актив Рутокен", "Аладдин Р.Д.", "ИнфоТеКС", "Код Безопасности"; почта, коммуникации и офисные приложения - CommuniGate Pro, Dialog, Mind, VK WorkSpace, "Мой Офис", "Р7-Офис"; Операционные системы и виртуализация - ASTRA LINUX, HOSTVM, "Базальт", "РЕД ОС", "Роса", "Росплатформа", "Скала-Р"; серверы и СХД - помимо своего бренда iRU, UTINET, YADRO; персональные устройства (ПК, моноблоки, ноутбуки, планшеты и т.д.), кроме iRU, - RDW, KVADRA; сетевое оборудование - Nag, QTECH, "Т-КОМ"; инженерная инфраструктура - "Связь инжиниринг" (ИБП, инверторы); интерактивное оборудование - NexTouch. Компоненты: Baikal Electronics, ТМИ.

В структуре Merlion создано подразделение, которое занимается исследованиями рынка, переговорами с отечественными вендорами и подписанием контрактов с ними. В середине марта Merlion запустил сайт по импортозамещению rus.merlion.ru - информационный ресурс, посвященный отечественным программным продуктам и ИТ-оборудованию от десятков российских вендоров. Компания начала разрабатывать ресурс в декабре 2021 г. За последние три недели спрос на российские ИТ-продукты, по данным компании, вырос более чем в три раза. Наибольшей популярностью пользуются продукты по информационной безопасности, а также традиционные операционные системы и офисные приложения. На этом сайте пока представлено три десятка российских вендоров.

"Ожидаем, что он станет полезным в отрасли инструментом для тысяч участников ИТ-рынка. Со стороны отечественных разработчиков мы моментально увидели интерес - за первые дни работы сайта поступило пять запросов на подписание дистрибьюторского соглашения и размещение их продукции в каталоге Merlion. В основном это узкопрофильные компании, занимающиеся инструментальным ПО, и их активность и желание развивать продажи в России вместе с дистрибьютором объяснимо - эта ниша еще не так освоена, в отличие от прикладного ПО (офисные пакеты, операционные системы и т.д.). Что касается "уходящих" иностранных вендоров, мы внимательно следим за ситуацией и принимаем решения в зависимости от решений и сообщений от каждого из них", - рассказала пресс-служба Merlion.

Директор по продукту ИТ-компании "Лига Ставок" Денис Теплов рассказал о ситуации: "Мы работаем с огромным объемом данных в режиме реального времени. Мы сотрудничали со многими поставщиками иностранного софта: от аналитических платформ до сервисов персональных рекомендаций. Например, пользовались дорогостоящей английской разработкой по управлению клиентскими данными. Компания прекратила свою деятельность в России, пришлось искать альтернативы. Открытием стало то, что на нашем рынке есть много достойных аналогов, которые не только не уступают по функциональным возможностям, но и стоят дешевле. До кризиса мы пользовались платформой Amazon Web Services (AWS), для нас это было оптимальным решением. Крупные иностранные компании ушли, и российские компании получили фору - на их сервисы резко вырос спрос. Сейчас им важно сконцентрироваться на создании конкурентоспособного продукта: когда кризис минует, клиентов нужно будет удержать. Выход один: действовать сейчас так, как будто тебе повезло выйти на гонку до старта, как будто Amazon дышит в спину".

Эксперт на ИТ- и телеком-рынке Вадим Плесский рассказал, что дистрибуция продуктов иностранных компаний - основа бизнеса для всех российских ИТ-дистрибьюторов.

"Приостановка работы иностранных ИТ-компаний в России будет иметь серьезные и далеко идущие последствия. Если говорить про сегмент В2В, то заменить ушедшие компании практически нечем. Сейчас открыт вопрос, продолжат ли в Россию поставки китайские производители, в первую очередь Huawei. Ответ здесь неочевиден. На американские и европейские компании в ближайшей перспективе - до шести месяцев - можно уже не рассчитывать. С сегментом В2С ситуация чуть лучше. С большой вероятностью поставки продукции В2С продолжатся. Да, россияне не увидят новых айфонов и айпадов - но продукция китайских производителей будет поставляться. Однако и здесь возможны подводные камни. Не секрет, что Xaiomi уже некоторое время готовится к выходу на американский рынок. Для достижения лидирующих позиций на мировом рынке смартфонов рынок США необходим. И если компания будет поставлена перед выбором "или поставки в Россию, или выход на рынок США", то выбор будет очевиден. Вместе с тем потенциальный отказ от поставок смартфонов в Россию одной или несколькими китайскими компаниями даст возможность укрепить позиции другим поставщикам или даже выйти на российский рынок новым компаниям. В любом случае передел рынка смартфонов будет неизбежен. Apple занимала существенную долю на российском рынке, и конкуренты обязательно попытаются воспользоваться освободившейся нишей", - прокомментировал эксперт.

Новости из связанных рубрик