© ComNews
05.03.2022

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета провели исследование и определили уровень доверия жителей Северной столицы к мобильным приложениям, интернет-магазинам, соцсетям и их пользователям. Оказалось, что 90 % опрошенных с доверием относятся к используемым банковским приложениям, а самая высокая степень доверия в социальных сетях зафиксирована у студентов — 83 %.

Сегодня электронные сервисы — обыденность почти для каждого современного человека, из-за чего доверие стремительно трансформируется в "цифровое" или "сетевое", то есть опосредованное коммуникационными технологиями (соцсетями, приложениями, веб-сайтами, чатами и другими сервисами). Так, значительная доля платежных операций сейчас совершается через сайты или приложения банков, покупки осуществляются с помощью интернет-магазинов и сервисов доставки, где многие процессы роботизированы.

Результаты опросов, проведенных с использованием оборудования Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ, показали, что доверие жителей Санкт-Петербурга зависит от того, насколько прозрачными им кажутся правила работы сервиса или организации. При этом для них важно, что в цифровом общении с организациями исключается влияние личностного фактора и, как следствие, коррупция.

Однако, как отмечают исследователи СПбГУ, не все петербуржцы одинаково сильно вовлечены в цифровую реальность. Люди старшего возраста значительно меньше пользуются социальными сетями и различными интернет-услугами, поэтому уровень цифрового доверия у них низок — 34,3 %. Представители молодежи гораздо чаще и свободнее используют интернет-сервисы, уровень их доверия составляет 77,8 %.

"Digital divide — так называемый цифровой разрыв, возникающий сегодня, в большей степени связан не с различием бедных и богатых, а с различием в возрасте — пожилые люди, не обладая навыками цифровой грамотности, исключаются из цифрового мира. Также мы заметили, что образование повышает цифровое доверие, как, впрочем, и обычное доверие тоже. По результатам исследования больше всего социальным сетям доверяют студенты: их степень доверия составляет 83 %", — рассказывает автор исследования, заведующий кафедрой экономической социологии СПбГУ, эксперт Форума труда Юрий Веселов.

По данным ученых Санкт-Петербургского университета, наибольший уровень цифрового доверия наблюдается в предпринимательской среде, поскольку деятельность бизнесменов предполагает освоение общих правил доверия для заключения успешных сделок и развития своего дела. Среди людей, определяющих себя как бизнесмены или индивидуальные предприниматели, процент цифрового доверия составляет 44,6 % — это самый высокий показатель среди всех видов занятости.

Однако общий уровень доверия петербуржцев в социальных сетях выше, чем в обычном межличностном общении. Так, полностью доверяют своим друзьям в сети 15,2 % респондентов и частично доверяют 44,3 %. Эксперты СПбГУ связывают это не только с сознательным формированием своего образа в сети, но и с возможностью быстро прекратить общение.

"В социальных сетях люди формируют аккаунты по своему желанию, определяя необходимый объем информации для других. Эта "личная история" создает "капитал доверия", и другом может стать незнакомый человек. В обычном общении такой агрегированной информации для формирования доверия гораздо меньше. Риски общения в сети также меньше, ведь в любом случае можно быстро исключить пользователя из своего круга общения", — объясняет социолог СПбГУ Юрий Веселов.

Сегодня интернет-сервисы позволяют не только оперативно общаться и совершать онлайн-покупки, но также помогают искать работу. Около четверти опрошенных жителей Санкт-Петербурга отмечают, что сети эффективны в поиске работы, однако для представителей старшего возраста они практически бесполезны, что связано с их небольшой цифровой активностью. Как отмечает Юрий Веселов, для фрилансеров — активных пользователей интернета — эффект социальных сетей самый заметный. Кроме того, лица с начальным профессиональным образованием чаще находят работу именно с помощью соцсетей, чем люди с высшим образованием.

Новости из связанных рубрик