Второй раз на те же грабли
Шпунт обозреватель журнала Стандарт
В начале февраля "Почта России" и Российское движение школьников (РДШ) запустили совместный пилотный проект. В 10 почтовых отделениях, расположенных в селах и небольших городах девяти российских регионов, появятся компьютеры с выходом в интернет, которыми смогут по предварительной записи воспользоваться школьники и учителя - для участия в 30 проектах РДШ.
Компьютеры появились в отделениях "Почты России" в селах Чихачево Псковской области, Троицкое Республики Калмыкия, Кочубеевское Ставропольского края, Барсуки и Зязиков-Юрт Республики Ингушетия, а также в городах Теберда Карачаево-Черкесской Республики, Тара Омской области, Куса Челябинской области, Ишим Тюменской области и Ливны Орловской области.
С одной стороны, решение вроде бы правильное. Проект начат с совсем небогатых регионов, в которых проблема цифрового неравенства и до пандемии стояла остро. А с приходом пандемийных ограничений и переходом на дистанционную форму обучения оказалось, что у многих учеников просто нет необходимой для этого компьютерной техники. Даже в куда более обеспеченных регионах в семьях до марта 2020 года казалось, что одного-двух компьютеров будет достаточно, а детям, по крайней мере младших классов, для игр и общения хватает телефона.
Но с введением удаленного режима работы и учебы ситуация кардинально изменилась. Что-то для удаленной работы и учебы оказалось нужно сразу всем, причем в одно и то же время. В том числе и каждому из детей, особенно если они разновозрастные и учатся в разных классах. Выяснилось, что на смартфоне или планшете (по крайней мере без клавиатуры) выполнять домашнее задание существенно сложнее и куда менее удобно, чем на компьютере. Те, кто мог, компьютеры купили. В итоге очень быстро исчерпались товарные запасы сначала во всех розничных сетях, а потом даже в скупках и ломбардах. Буквально за неделю было продано столько, сколько в обычных условиях уходило за месяцы, в том числе то, что считалось абсолютным неликвидом.
Тем не менее, сложности возникали, особенно в глубинке. Да и там, где родители работали в прежнем режиме, а не переходили на удаленный режим, часто проблему вызывало то, что дети оставались с бабушкой или дедушкой, которые просто не знали, как включить компьютер, запустить нужные программы или что делать, когда возникают проблемы. Причем не только с оборудованием, но и с доступом в интернет. "В семье дочери нет компьютера, но есть телефоны с интернетом, и дистанционное обучение проходит как у всех ежедневно, хотя в первый день после каникул у всех в нашем классе обучение длилось 4 минуты, т.к. не тянул интернет. А сегодня ко всему этому оказалось, что надо еще что-то распечатать на принтере и произвести с распечаткой какие-то действия. Суть не в этом - а том, что педагог возмущена, что в семье нет оргтехники. У нас отец простой слесарь, мать оказалась безработная", - типичная жалоба (орфография и пунктуация оригинала сохранены), которую получали региональные департаменты образования, в данном случае Оренбургской области, в период начальной фазы перехода на удаленный режим.
Тут могли бы помочь пункты коллективного доступа (ПКД) в интернет. Но большую их часть закрыли еще в 2017 году из-за недостатка финансирования и невостребованности. Хотя на старте проекта, в середине нулевых годов, они активно использовались, даже в больших городах, не говоря уже о малых населенных пунктах, где домашние компьютеры были не у всех. Но со временем популярность ПКД падала, и они стали для почтовых отделений обузой. Серьезной проблемой оказалось поддержание работоспособности оборудования. Проблема нехватки ИТ-кадров возникла далеко не вчера, особенно в компаниях, которые не могли предложить конкурентоспособную оплату труда. Результат оказался вполне закономерным.
Но с другой стороны, даже если бы ПКД дотянули до 2020 года, не факт, что ими бы удалось воспользоваться. Ведь почтовые отделения в карантин марта-июня 2020 года просто не работали. Дальше все зависело от эпидемической ситуации. И это было оправданно: почтовые отделения часто размещаются в тесных и плохо проветриваемых помещениях, которые быстро превратились бы в рассадник инфекции. МФЦ, где общественные компьютеры есть до сих пор, тоже не все время работали. К слову, в некоторых регионах уже задумываются, чтобы МФЦ если не закрыть совсем, то по крайней мере сократить их количество, мотивируя это тем, что практически не осталось госуслуг, которые требуют личного присутствия. Об этом заявил, например, директор Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Павел Ципорин на конференции "Инфофорум-2022".
Возникает и вопрос, за чей счет будет происходить реализация проекта. Это будут собственные средства "Почты России", Российского движения школьников, субсидии из госбюджета, деньги от спонсоров? Об этом в официальной информации о старте пилотной фазы проекта не говорится.
И наконец, почему для проекта выбраны отделения "Почты России"? Тем более, в свете отрицательного опыта с ПКД, которыми никто не пользовался и обслуживание которых ничего, кроме проблем, не приносило. По сути, это был тот самый чемодан без ручки, который выкидывают, когда нести его становится совсем невмоготу.
Логичнее выделить рабочие места в школах, где в рамках проектов "Образование" и подключения социально значимых объектов (СЗО) оборудованы компьютерные классы и обеспечен доступ в интернет. В конце концов, там нет проблем с идентификацией учеников и особенно учителей. В селах, поселках и малых городах все друг друга знают, но уже в городе с населением 50 тысяч человек или больше с этим могут быть проблемы. Правда, в рамках проекта планируется обеспечить доступ к довольно ограниченному перечню ресурсов, но среди них есть вполне самодостаточные - вроде российских социальных сетей, заходом в которые у многих и ограничивается вход в интернет.
К тому же в школах худо-бедно решаются вопросы поддержания работоспособности всего ИТ-хозяйства силами учителей, а часто родителей или продвинутых учеников. Кто будет заниматься этим в почтовых отделениях - большой вопрос. А фронт работ может быть очень большим. Сочетание любопытства, малого уровня знаний и навыков с недисциплинированностью - вещь взрывоопасная. Тем более что дети быстро учатся обходить всяческого рода ограничения. Тот же "родительский контроль" держится не более месяца. А постоянно следить, что делают дети и подростки, на почте никто не будет.