Обманчивая щедрость "Яндекса"
Шишулин выпускающий редактор ComNews.ru
"Яндекс" создал прецедент, который может сократить поступления в федеральный бюджет РФ. Вместо выплаты оборотного штрафа по делу, которое возбудила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), "Яндекс" договорился о сумме в несколько раз меньше. Причем сумму эту получит не бюджет страны, а Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).
На минувшей неделе завершилось разбирательство, участие в котором принимали ФАС, "Яндекс", а также коалиция компаний "Авито", IVI, "Дром", ЦИАН, "Профи", ЗУН, 2ГИС и "Туту.ру". Участники заключили мировое соглашение, по которому "Яндекс" взял на себя обязательство внести 1,5 млрд рублей в РФРИТ. Еще в 2021 году ФАС выдала "Яндексу" предупреждение, а затем и возбудила дело в отношении компании по признакам нарушения антимонопольного законодательства. ФАС поймала "Яндекс" на том, что он предоставлял своим сервисам преимущественные возможности по продвижению в поисковой системе.
И вот спустя год участники заключили мировое соглашение по этому делу (см. новость ComNews от 20 января 2022 г.). При этом, по заявлению ФАС, "Яндекс" признал обоснованность выданного предупреждения и выполнил его положения. Кроме того, антимонопольная служба будет вести мониторинг исполнения мирового соглашения, а также регулярно анализировать корректность работы поисковой системы "Яндекс". По данным ФАС, заявители подтвердили, что компания совершила все необходимые действия для устранения дискриминационных условий в собственной поисковой системе.
Помимо прочего, в рамках договоренности "Яндекс" взял на себя обязательство внести 1,5 млрд рублей в РФРИТ. Этот фонд входит в группу корпорации развития ВЭБ.РФ, а куратором РФРИТ выступает Минцифры. Планируется, что переданные "Яндексом" средства будут направлены на продвижение российских программных ИТ-продуктов в интернете.
Комментируя мировое соглашение, спикер "Яндекса" отметил, что "российская интернет-отрасль сделала важный шаг на пути к зрелости и умению самостоятельно решать свои вопросы - через саморегулирование", а представители отраслевого сообщества назвали случившееся не иначе как "интересный прецедент" и "нестандартное и красивое решение". Решение, может быть, и является красивым, но вся эта история вызывает немало вопросов, а созданный прецедент может иметь далеко идущие последствия.
Первый возникающий вопрос: можно ли называть "саморегулированием отрасли" обращение коалиции компаний в государственный надзорный орган, который инициировал антимонопольное разбирательство. Очевидно, до обращения инициативной группы в ФАС "саморегулирование" со стороны "Яндекса" работало несколько хуже.
Следует также обратить внимание, как вовремя "Яндекс" решил передать 1,5 млрд рублей и сделать это именно в пользу РФРИТ. Ведь по словам заместителя главы Минцифры Максима Паршина, именно сейчас фонду "необходимо быстро запустить новую услугу для ИТ-стартапов". И вот по счастливому стечению обстоятельств деньги на это благое дело нашлись у "Яндекса". Из каких средств планировалось финансирование "новой услуги" в случае, если бы "Яндекс" так удачно и вовремя не решил завершить разбирательство мировым соглашением, неизвестно.
"Яндекс" вроде бы выглядит щедрым жертвователем - учитывая, что дело завершилось мировым соглашением. Но важно вспомнить, что "Яндексу" грозил оборотный штраф, который начисляется в процентах от выручки (см. новость ComNews от 13 апреля 2021 г.). Согласно отчету самой компании, консолидированная выручка "Яндекса" за 2020 год составила 218,3 млрд рублей. Таким образом, в случае, если бы дело все же закончилось назначением штрафа, даже 1% от выручки был бы больше той суммы, которую "Яндекс" передал в РФРИТ. В отчете Yandex N.V., головной компании группы "Яндекс", за II квартал 2021 года указано, что потенциальный штраф от антимонопольной службы по рассматриваемому делу мог достичь 4,4 млрд рублей.
Причем этот возможный штраф поступил бы в бюджет страны, а не в отдельный, пусть и государственный, фонд. Но, безусловно, можно только предполагать, как и когда закончилось бы это дело, если бы не соглашение сторон. Вполне возможно, что в результате "Яндекс" не получил бы вообще никакого взыскания или само разбирательство могло затянуться на годы, а вот фонду РФРИТ, например, "добровольная" помощь нужна сейчас.
Бесспорно одно: завершение этого дела создало прецедент. Теперь ответчик по антимонопольному делу может заключить мировое соглашение, добровольно и по своему выбору поддержав развитие родной отрасли (вместо того, чтобы продолжать долгое разбирательство).
Однако едва ли такая схема придется по вкусу Минфину и в целом правительству РФ. Им вряд ли понравится, что денежные средства в массовом порядке станут поступать не в бюджет страны в виде штрафов, а минуя его, начнут уходить в виде помощи отраслевым фондам, причем в кратно меньших объемах. И тогда антимонопольное ведомство будет доводить подобные разбирательства до вынесения решений и назначения штрафов провинившимся.