Леонид
Коник

главный редактор ComNews
© ComNews
15.11.2021

В понедельник, 15 ноября, завершилось голосование на портале Госуслуг за населенные пункты с численностью от 100 до 500 человек, в которых в 2022 году "Ростелеком" должен обеспечить сотовую связь стандарта LTE. Суммарная квота на следующий год составляет 2001 населенный пункт. Разбираемся в деталях этого проекта.

В середине апреля 2021 года Минцифры подписало с ПАО "Ростелеком" соглашение, которым расширило состав универсальных услуг связи за счет мобильных коммуникаций 4G (см. новость ComNews от 14 апреля 2021 г.). Согласно этому документу, "Ростелекому" предстоит построить базовые станции LTE более чем в 24 тыс. населенных пунктов России, с населением 100-500 жителей, до 2030 года. Это было названо вторым этапом проекта устранения цифрового неравенства (или УЦН 2.0).

В конце октября радиостанция "Маяк" пригласила меня в роли эксперта обсудить тему проекта УЦН 2.0 в программе "Цифровая экономика" с Сергеем Стиллавиным (см. подкаст на сайте радио "Маяк" от 25 октября 2021 г.). Однако некоторые соображения, которые пришли мне по этому поводу в голову, в эфир не вошли - вовсе не из-за цензуры: понимая, что аудитория "Маяка" весьма широкая, я просто не стал уходить в узкоспециальные вопросы. Но дьявол - в деталях, и этими деталями я решил поделиться на профильном портале ComNews.

Начнем собственно с голосования. Воспринимать его как "честные выборы" не нужно. Как я успел сказать в эфире "Маяка", это скорее модная ныне геймификация - вовлечение людей в игру. Ведь отдать голос за тот или иной населенный пункт мог любой гражданин России, кроме пресыщенных телеком-сервисами жителей Москвы и Петербурга. Поэтому та или иная группа людей имела все шансы договориться и вывести вперед определенный населенный пункт.

Особенно забавно, что основной площадкой голосования за подключение населенных пунктов к интернету стал портал Госуслуг. В возможности отдать голос за подключение к интернету через интернет явно просматривается игра. Хотя технически Минцифры готово принимать заявления и в бумажном виде - отправленные "Почтой России" (при этом процедура идентификации авторов письменных заявлений не предусмотрена).

Очень хорошо, что универсальной услугой наконец-то признана мобильная связь. До сих пор "Ростелеком", в 2014 году получивший монополию на проект УЦН от почившей в Бозе Россвязи, занимался странными делами. Он приводил кабель в населенные пункты с количеством жителей от 250 до 500 человек и водружал на крышу какого-нибудь общественного здания мачту с Wi-Fi-роутером, со 100-метровым радиусом охвата. Если какой-нибудь незадачливый селянин обитал на большем расстоянии от роутера, он так и оставался прозябать в цифровом неравенстве. То же самое происходило и в деревне, которая тянулась на многие сотни метров - например, вдоль реки.

Хотя есть странность и в проекте УЦН 2.0 - не в самой идее, а в его исполнителе. "Ростелеком" не имеет сотовой лицензии (разве что он обладает лицензией MVNO), поэтому передача ему проекта УЦН 2.0 выглядит удивительно. Не говоря уже о том, что, если бы регулятор действительно заботился о быстром устранении цифрового неравенства, этот проект нужно было разыграть на конкурсе между всеми лицензированными сотовыми компаниями (а их в России - семь: четыре федеральных и три региональных). Очевидно, что для каждого оператора тот или иной населенный пункт, попадающий в УЦН 2.0, находится ближе к его магистральной сети - и он смог бы его подключить быстрее и дешевле.

Итоги голосования по УЦН 2.0, завершающегося 15 ноября, могут принести "Ростелекому" неприятный сюрприз. Будь оператор полностью свободен в выборе, он однозначно выбрал бы на 2022 год точки, расположенные поближе к его магистральным линиям связи. А народное голосование может вытолкнуть вперед какой-нибудь таежный тупик, до которого нужно тащить сотни километров кабеля, по болотам или мерзлоте. Скорее всего, в случае подобного исхода "выборов" "Ростелеком" задействует дочернего оператора спутниковой связи "РТКомм.РУ": подключить удаленную базовую станцию по технологии VSAT будет проще. Примерно так же, как для создания базовых станций LTE "Ростелеком" привлекает дочернюю сотовую компанию Tele2.

Правда, Минцифры немного сократило пространство для неприятных сюрпризов "Ростелекому". Каждый субъект Федерации получил на 2022 год квоту по количеству населенных пунктов, которые можно подключить в рамках проекта УЦН 2.0. Интересно, что наибольшие квоты выданы не северным или дальневосточным регионам, а гораздо более центральным территориям страны. Больше всего точек сможет подключить Башкортостан (130 населенных пунктов), на втором месте по этому показателю идет Нижегородская область (66), далее - Татарстан (61), Курская и Оренбургская области (по 59).

Меньше всего точек по УЦН 2.0 в следующем году будет подключено в северных и прочих удаленных регионах - в частности, по одной точке в Ямало-Ненецком и в Ненецком автономных округах (АО), в Мурманской области и Ингушетии, а в Чукотском АО, Магаданской области, Камчатском крае, Еврейской АО, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии - по два населенных пункта.

Официальные итоги голосования по УЦН 2.0 на 2022 год Минцифры обещало объявить 24 декабря 2021 г. Хотя с небольшой погрешностью эти данные есть уже сейчас. Как указано на странице голосования на портале Госуслуг, общее количество проголосовавших в онлайне составило 624 053 человека. На портале Госуслуг можно зарегистрироваться с 14 лет. По данным Росстата, население РФ в возрасте 14 лет и старше составляет 121,779 млн человек. Таким образом, в онлайн-голосовании по УЦН 2.0 приняло участие 0,51% россиян старше 14 лет.

Прямой связи между количеством населенных пунктов по квоте на 2022 год и количеством проголосовавших не наблюдается. Так, в Башкортостане в голосовании приняли участие 30 166 человек, в Нижегородской области - 19 653 человека, в Татарстане - 27 724 человека. При этом, скажем, в Ямало-Ненецком АО участие приняли 9 186 человек, а в Ненецком АО - 15 013.

Несмотря на кажущуюся игровую сущность голосования по УЦН 2.0, я, на месте жителей жаждущих мобильного интернета населенных пунктов, а также сочувствующих им, голосовал бы максимально активно. Дело в том, что Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) на последнем заседании, 2 августа 2021 г., решила, что с 2023 года все новые базовые станции стандарта LTE в России должны быть отечественного производства. Проблема в том, что в России никто не производит LTE-оборудование, а разработки нескольких компаний ограничиваются единичными опытными образцами. За ближайший год, на мой взгляд, ситуация не изменится, и ожидать серийного выпуска в России базовых станций LTE (да еще и с конкурентными ценой и качеством) наивно. Если государство решит строго выполнять свои же решения, то в 2023 году базовых станций LTE для подключения населенных пунктов по УЦН 2.0 (и для любых иных сетей) попросту не будет. И тогда те, кто не проголосовал по УЦН в октябре-ноябре 2021 года, будут кусать локти и USB-разъемы.