Как взрастить ИТ-специалиста
Владимир Рубанов, CTO Huawei R&D Russia отметил, что все начинается с привлечения школьников в отрасль. Он пояснил, что, чем больше учеников будет заражено идеей ИТ, тем проще будет дальше. "Главная цель - повышение престижа ИТ-специальности среди школьников. Далее задача вузов. Я верю, что этот же подход верен и для вузов. Главное - научить студента учиться. Это лейтмотив современной ИТ-отрасли", - рассказал Владимир Рубанов. По его мнению, задача вузов - готовить специалистов, которые быстро учатся сложным вещам, а также умеют писать и говорить на английском языке.
Руководитель образовательных программ "МойОфис" Анастасия Горелова согласна: сейчас все образовательное сообщество нацелено на то, чтобы научить школьника работать с конкретным продуктом, а важно учить навыку быстрее перестраиваться.
Заместитель директора по ИКТ ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа №416 Петродворцового района Санкт-Петербурга" Денис Давыдов выделил несколько проблем, существующих в школах. Он сказал, что у школьных учителей отсутствует мотивация повышать квалификацию, в том числе финансовая, а если они проходят обучение, то делают это ради получения документа. Денис Давыдов обратил внимание на несоответствие программ по информатике в разных школах, а также большое различие в системе оценок по ОГЭ (Основной государственный экзамен после 9-го класса) и ЕГЭ (Единый государственный экзамен после 11-го класса). "ОГЭ имеет очень низкий оценочный порог - например, нужно получить 4 из 19 баллов по информатике. Ребенок считает, что и в 11-м классе ЕГЭ он сдаст. А ЕГЭ по информатике очень сложный. За час в неделю по базовой программе в 10-11-м классе подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике невозможно, и нужны репетиторы", - рассказал замдиректора школы.
Следующей проблемой он назвал отсутствие у школ возможности регулирования механизма приема учеников в 10-й класс: сейчас туда идут все, кто хочет. "Школа не может это отрегулировать, - пояснил он. - Кроме того, в старшей школе предусмотрены разные образовательные профили, и школа открывает профили на основании мнения родителей и учеников. Чаще всего технический профиль не открывают, а берут общеобразовательный, чтобы просто доучиться два года. И школе не нужны сложности, и родителям".
Кроме того, подчеркнул Денис Давыдов, в школах редко обновляется база компьютеров. "В процессе обновления аппараты уже устаревают, денег на ИКТ в школах нет. Отсутствует единая платформа по операционным системам и ПО. В первую очередь эти проблемы должно решить государство", - резюмировал он.
Антон Уймин, заведующий кафедрой ГБПОУ города Москвы "Московский индустриальный колледж", считает, что в образовании надо рассматривать не проблемы, а перспективы. "Школа, колледж и вуз - это в первую очередь преподаватель, - уверен он. - Не будет хорошего учителя, никакое ПО не поможет. В ИТ мы завязаны на мировую практику. Колледж - это те, кто выпускает интегратора. "Росатом", например, поставляет выпускников вместе с продуктовыми решениями за границу. Компаниям надо увидеть, что колледж - это поставщик рабочей силы. Поставщикам необходимо курировать образовательный процесс, давать студентам общаться с разработчиками и интеграторами. Для студентов живое общение очень важно. Сегодня мы формируем завтра и нам надо сотрудничать по-другому".
Ведущий преподаватель, доцент кафедры информатики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Екатерина Федорова рассказала о проблемах со студентами. "Чаще всего учиться к нам приходят по остаточному принципу, многие поступают к нам из села. Некоторые предлагают сделать при поступлении ЕГЭ по информатике. Но это не наша клиентура. Вторая проблема - финансирование. Сейчас благодаря распоряжению министра в городе открывается технопарк. Третья проблема для педагогического вуза - формирование образовательных программ. Деятельность учителя информатики в них не предусматривает того, как внедрять электронные ресурсы и платформы. Нужно учить не тому, что мы знаем много лет, а внедрять то, что нужно для трансформации", - рассказала она.
Генеральный директор ООО ИЦ "Таврида" (Симферополь) Алексей Радзишевский рассказал, что в Крыму особенно острая нехватка ИТ-специалистов. "Нам пришлось идти в вузы и брать там студентов. Большинство вузов готовят не ИТ-специалистов, а материал. Поэтому компании берут и готовят специалиста под себя", - поведал Алексей Радзишевский. Он предложил обратить внимание на "воронку продаж". "Мы можем сказать, что существует "воронка подготовки специалиста". Если ИТ-фирма приходит в вуз со своей воронкой, то есть возможность готовить нужных специалистов. То есть мы можем использовать технологии "воронки продаж" для подготовки студентов и ничего не изобретать", - предложил он решение проблемы.
"Воронка продаж" - путь, который проходит потребитель с момента привлечения его внимания к предложению до момента покупки. В профессиональных трактовках это маркетинговая модель, описывающая прохождение аудиторией все этапы покупки. Концепция "воронки приобретения" сформулирована Элиасом Льюисом более 110 лет назад. Ее базовые положения используются до сих пор. Они сочетаются с концепцией торговли AIDA и описывают четыре этапа, которые предваряют покупку: это стадии подготовки покупателя к совершению сделки.
Branch Director Luxoft Russia Константин Курдюмов обратил внимание, что выпускнику необходимо иметь командный опыт работы. "В действительности в региональных вузах хорошо если есть понимание технологи, а все остальное отсутствует. В вузах имеет место кадровый голод преподавателей. Остаются преподавать либо энтузиасты - кому нравится, либо если партнеры - ИТ-компании - предоставляют экспертов. Остальные преподаватели - лишь с академическими знаниями или с недостатком квалификации, так как хорошие специалисты ушли на работу в отрасль на хорошую заработную плату", - отметил Константин Курдюмов.