Sitronics KT оснастит морские суда
Sitronics KT и входящая в нее компания Stéor разрабатывают одновременно несколько масштабных проектов, участвующих в решении задач импортозамещения и цифровизации судоходства. Первый - это создание инфраструктуры е-Навигации для российской морской отрасли. Внедрение стандартов е-Навигации является одной из ключевых инициатив Международной морской организации (IМО) для повышения безопасности и эффективности судоходства. Ожидается, что уже в ближайшие годы стандарты в рамках е-Навигации станут обязательными для мирового коммерческого флота, без соблюдения которых ни одно судно не сможет зайти в порт или территориальные воды того или иного государства.
Идея проекта в том, чтобы создать отечественный полигон для отработки технологий е-Навигации, а также поэтапно внедрить на тестовых акваториях страны базовые технологии е-Навигации. Создание проекта разбито на три составляющих: создание российского сегмента морской коммуникационной платформы, разработка системы управления движением судов, объединяющей суда, лоцманов, системы управления движением судов и береговых пользователей, создание интегрированной бортовой навигационной системы, адаптированной к е-Навигации.
Еще один проект - российский комплекс программных решений "Беринг". Это программно-аппаратный комплекс для установки на судах, соответствующий требованиям Российского морского регистра судоходства (РМРС). Часть комплекса - электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС) находится на этапе тестирования и сертификации в РМРС.
По сообщению от пресс-службы Sitronics KT, в стране нет аналогов с полностью российской разработкой. Ядром "Беринга" является ЭКНИС. Это сервис для отображения картографической информации и прокладки маршрута. В "Беринг" также интегрируется возможность работы с сервисами е-Навигации через создаваемую Морскую коммуникационную платформу.
Важным элементом экосистемы морских интеллектуальных решений является платформа моделирования безэкипажного судовождения (ПМБС). Это виртуальная среда, которая позволит испытывать математические модели морских судов, имитируя реальные условия. Например, можно будет проверить алгоритмы расхождения судов в автономном режиме или движение судна по маршруту в неблагоприятных погодных условиях. Планируется, что морские автономные суда для получения разрешения на эксплуатацию, а также на вход и выход из порта должны будут проходить сертификацию на разрабатываемой виртуальной платформе. Это позволит стандартизировать требования для производителей и владельцев автономных судов.
Sitronics KT также разрабатывает комплексное решение для автономного судовождения. Благодаря разработкам компании в области а-Навигации Россия является пионером во внедрении технологии. В этом году Sitronics KT завершает крупнейший в мире пилотный проект по а-Навигации и переходит к эксплуатации автономных судов в рамках национального эксперимента, утвержденного правительством Российской Федерации.
"Морская коммуникационная платформа - это практически маркетплейс морских навигационных сервисов, которые сможет установить любая судоходная компания. В рамках первого этапа разработки мы показали работу платформы в облаке, и то, как будет реализован процесс получения сервисов е-Навигации после завершения проекта. Полноценный запуск инфраструктуры запланирован на лето 2022 г. В мире насчитывается всего две-три страны, которые запустили свою Морскую коммуникационную платформу и сервисы е-Навигации", - прокомментировал генеральный директор Sitronics KT Андрей Родионов.
Президент компании Sitronics Group Николай Пожидаев отметил, что сегодня российские разработки все больше замещают импортные аналоги и вызывают большой интерес у судовладельцев. "В первую очередь решают вопросы безопасности и снижения затрат. К примеру, еще один разрабатываемый нами проект - береговой центр управления судами по сути является аналогом центра управления полетами аэропортов. Эта береговая система интеллектуального мониторинга и контроля за движением и положением судов будет обеспечивать безопасность и эффективность судоходства в зонах с интенсивным морским трафиком и повышенным риском", - прокомментировал Николай Пожидаев.
В пресс-службе Sitronics Group рассказали, что у коммуникационной платформы будет открытый код, то есть туда в перспективе смогут загружать сервисы и другие разработчики. Представитель пресс-службы рассказал, что это как раз задача коммуникационной платформы, однако должен быть список определенных сертифицированных сервисов и без сертификации загрузить их будет невозможно.
В пресс-службе Sitronics Group сообщили, что тестирование е-Навигации для российской морской отрасли проводится уже около года. "Мы тестируем платформу около года. Мы развернули стенд, имитирующий береговую и бортовую часть. На нем мы ведем отладку морской коммуникационной платформы (МКП) и сервисов. Весной мы продемонстрировали работу МКП и сервис передачи маршрута. В начале сентября показали работу МКП в облаке и несколько новых сервисов. В конце 2022 г. вся система должна работать. Летом 2022 г. должны продемонстрировать весь функционал и перейти к отладке и запуску системы для общего пользования", - рассказали в пресс-службе Sitronics Group.
По словам представителя пресс-службы Sitronics Group, данное решение будет способствовать увеличению безопасности за счет снижения человеческого фактора, автоматизации процессов и ускорения обмена данными между судами и береговыми службами.
В пресс-службе Sitronics Group объяснили, что также около года тестируется комплекс программных решений "Беринг". "В конце 2021 г. - начале 2022 г. планируем получить сертификат морского регистра и официально поставлять решение на суда. Мы разрабатываем систему полностью на российском софте. Конкуренты делают аналоги, но с иностранными компонентами или капиталом. Мы же полностью российская компания и не подвержены иностранному влиянию", - завили в пресс-службе Sitronics Group. Стоимость разработки при этом не уточнили.
Генеральный директор компании "НавМарин" (разработчик навигационного оборудования и систем связи на воде) Алексей Мигалин говорит, что если морская коммуникационная платформа будет представлять собой интернет-магазин, где начнут продаваться какие-то технологические решения для речного и морского судоходства, то это будет дублировать лист одобренных разработок, размещенных на сайте Российского речного регистра и Российского морского регистра судоходства. "Это улучшит продвижение на рынке, но не сильно увеличит продажи. Судовладелец, которому необходимо оборудование, сегодня идет в первую очередь на сайт РРР или РМРС и смотрит, есть ли на это решение сертификат одобрения типового изделия. Если такого документа нет, то он покупать оборудование не будет. Без этой информации любому маркетплейсу сложно работать. Не стоит забывать и о том, что у разработчиков оборудования есть продающиеся сайты, которые уже давно знают судовладельцы. Как правило, они обращаются напрямую к производителю. Кроме того, весь софт, который будет продаваться на платформе, необходимо тестировать на кибербезопасность", - объясняет Алексей Мигалин.
По словам директора центра разработки компании Artezio (входит в группу "Ланит") Дмитрия Паршина, задача, которую планируют решать разработчики платформы, выглядит сейчас крайне амбициозной: заявляется программная и аппаратная поддержка ключевых процессов для обеспечения безопасности и эффективности судоходства. "Причем развитие идей электронной и беспилотной навигации может стать огромным толчком для всей отрасли морского судоходства. Но настолько масштабные проекты имеют множество уязвимых мест, из-за которых реализация планов может замедлиться или не произойти совсем. Главный вопрос - это вопрос качества программных и аппаратных решений, а также обеспечение их эффективной работы на существующих судах. Мы, безусловно, верим, что внедрение будет успешным и в России заработает единое информационное пространство для морских и речных судов, портовых служб и судовладельцев. Главное, чтобы доступ к возможностям этого пространства получили все службы и суда, а программная и аппаратная части проекта не имели бы существенных ограничений на установку и использование. И еще один момент, который может оказать влияние на эффективность внедрения, - это стоимость доступа к цифровым услугам. Если платформа - это цифровой маркетплейс, то многое будет зависеть от экономических мотивов держателя этой платформы, стоимости получения услуг и вывода на маркетплейс разработок других компаний", - отмечает Дмитрий Паршин.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын подчеркивает, что авторы проекта определяют Морскую коммуникационную платформу как маркетплейс морских навигационных сервисов, который сможет установить любая судоходная компания, причем работающий в облаке. "Раз его может установить любая судоходная компания, то, наверное, астрономически дорогим такое решение быть не может. Отраслевые маркетплейсы "под ключ" разработчики сегодня сделают за 0,5-5 млн руб. В данном случае, поскольку разработчики стремились удовлетворить требования различных международных стандартов, проект будет несколько дороже. Исходя из того, что окупиться такой проект должен не на одном покупателе, а на нескольких, можно предположить, что разработка обошлась в 50 млн руб. Что касается программно-аппаратного комплекса программных решений "Беринг", то разработка, вероятно, обошлась более чем в 150 млн руб.", - считает Леонид Делицын.
Аналитик "Фридом Финанса" Антон Скловец отмечает, что морская навигационная платформа - это глобальный проект, он должен развиваться вместе с другими странами, иначе возможны нестыковки в морском пространстве. "Стоимость такого решения складывается из разработки полных электронных карт (e-Навигация) подводного пространства, которая, со слов компании "Кронштадт", завершена в конце 2020 г., тестирования на различных классах судов, производства, тиражирования и внедрения в массовый сегмент кораблей. На мой взгляд, справедливая стоимость проекта представляется иллюзорной, так как на сегодня четкой программы реализации нет, но если сделать предположение, то это десятки миллиардов рублей. Касательно "Беринга" 23550, данная программа начиналась еще в 2011 г., но была остановлена, оставаясь лишь концепцией. Верфи заполнены строящимися судами, а под реализацию истории с беспилотными судами нужно освободить верфи и создать целый флот такого рода судов, так как установка оборудования на действующее судно равносильно постройке нового с уже встроенным механизмом. Если оценивать полностью проект, то его стоимость будет складываться из длительной отстройки судов - по первичному плану их должно быть около 14 - и встроенного оборудования, включая происходящие процессы тестирования в Арктике. Стоимость такого судна, вероятно, будет стартовать от $50-60 млн", - оценивает Антон Скловец.
Заместитель декана факультета информационных технологий университета "Синергия" Ольга Борисенко объясняет, что морские коммуникационные платформы сегодня набирают популярность, так как это виртуальная площадка для обмена информацией из любой точки мира. По ее словам, это откроет новые возможности для отрасли, ускорит рабочий процесс и представит разработку технических средств е-Навигации, а также создание коммерческих продуктов на этой базе. "Россия идет вровень с ведущими цифровыми разработчиками, можно сказать, что это путь на мировой рынок интегрированных судовых систем. "Беринг" - это, с одной стороны, обеспечение предоставления морских информационных сервисов в акватории российской зоны, с другой - это обязательства в рамках Международной морской организации. Создание отечественных продуктов решает много вопросов, в том числе снижение затрат и обеспечение безопасности", - говорит Ольга Борисенко.