Будущее цифровой трансформации электроэнергетического сектора стоит за созданием Единой информационной модели (ЕИМ) Единой энергетической системы (ЕЭС) России. Об этом заявили участники V Федерального ИТ-форума электроэнергетической отрасли России - "Smart Electro: Цифровая трансформация электроэнергетического сектора", организованного издательской группой ComNews.
© ComNews
21.06.2021

Директор департамента цифровой энергетики и коммерческого диспетчирования АЭС АО "Концерн Росэнергоатом" Любовь Андреева отмечает, что Единая информационная модель, безусловно, необходима.

"Просто вопрос, кто основной бенефициар внедрения ЕИМ и кто может стать драйвером? Кто нас поведет вперед? Сегодня в России роль лидера на себя взял системный оператор и "Россети". В первую очередь драйверами должны быть те, у кого много однотипного оборудования, которому в реальном времени идет много информации. Очевидно, что им нужно унифицировать потоки данных с миллиона подстанций", - подчеркивает Любовь Андреева.

Она отмечает, что существуют два фактора, выступающие драйверами ЕИМ. "Первый: мы знаем, что если "Россети" переходят на эту модель и мы подтянемся к этой же модели, то информационный обмен между нами будет быстрее и эффективнее. Второй: мы знаем, что когда говорим о зарубежных стройках атомных электростанций, то там требования по СIM-модели (Common Information Model; общая информационная модель - прим. ComNews) активно действуют", - подчеркивает Любовь Андреева.

При этом существует сдерживающий фактор - масса информационных внутренних систем уже построены на некой базе, которая описывает состав и оборудование атомных электростанций. Она не унифицирована с другими системами рынка. "И как только мы перейдем на СIМ-модель, нам нужно будет заняться своей внутренней базой данных и внутренней системой. Это тяжело и пока экономически неоправданно, но мы понимаем, что за этим подходом будущее и морально готовимся к 2025 г.", - отмечает Любовь Андреева.

Начальник отдела центра инноваций и перспективных разработок "Россети.Цифра" Дмитрий Корев считает, что ЕИМ - это модель, которая позволяет участникам всей системы обмениваться между собой ценной информацией. "Вопрос неочевидный: нужно ли с определенной конвертацией передавать эти данные в Минэнерго? Пока регулятор не определит, для чего нужны эти данные, здесь вопрос о единой модели неочевиден", - отмечает Дмитрий Корев.

В ходе дискуссии участники обсудили такой тренд цифровой трансформации электроэнергетического сектора, как demand response (управление спросом на электрическую энергию). Любовь Андреева отмечает, что если с помощью финансовых стимулов можно заставить потребителей перераспределить почасовое потребление электроэнергии, то в итоге график их потребления будет более плоским. Дмитрий Корев подчеркивает, что когда станции отрегулируют диапазон спроса на электроэнергию, то он будет очень широкий и в нем будет совмещаться не только пиковая генерация, но и полупиковая.

Также участники затронули такой тренд цифровизации, как Smart Grid (умные сети электроснабжения, которые используют информационные и коммуникационные сети и технологии для сбора информации об энергопроизводстве и энергопотреблении) в России. Дмитрий Корев отмечает, что это понятие возникло 10 лет назад в маркетинговом поле.

"Очевидно, что за это время проникновение цифровых технологий в электроэнергетику уже довольно серьезное. Если говорить про нашу систему, то уже тогда уровень цифровизации был очень высокий. Другой вопрос, что уже аппаратные средства не позволяли реализовывать все алгоритмы, но сейчас уже аппаратная часть серьезно ушла вперед. Вопрос в том, как оборудование сможет эту структуру поддерживать. Любой алгоритм упирается в то, что на уровне "железа" не все команды могут быть стопроцентно реализованы. Я думаю, что сейчас Smart Grid пойдет в сторону тех решений, когда само оборудование сможет регулировать режим", - считает Дмитрий Корев.

Президент ООО "Русэнергосбыт" Михаил Андронов отмечает, что пока не будет четкого понимания, что никто, кроме специальных служб, не сможет управлять сетью, он бы относился к Smart Grid с осторожностью, потому что это затраты.

"В мире пока нет международного признанного стандарта управления. Да, Smart Grid - это инструмент, но, может, для России вообще и для потребителя в частности имело бы смысл немного посмотреть, как эта практика развивается в мире, и выбрать лучшие практики, адаптировать их в России", - считает Михаил Андронов.

Новости из связанных рубрик