MVNO нашли гормон роста
С трибуны XIII Международного бизнес-форума "Wireless Russia & CIS: Сети LTE, 5G и IoT", организованного информационной группой ComNews, директор проектного офиса MVNO ПАО "Ростелеком" Алексей Чернецов рассказал, что "Ростелеком" в роли виртуального оператора уже прорабатывает несколько проектов по созданию корпоративных LTE-сетей, для каких компаний - коммерческая тайна. Он объяснил, для чего это нужно оператору: "Каждый корпоративный клиент "Ростелекома" является еще его заказчиком. Для нас MVNO - способ делать конвергированные системы. Клиенты "Ростелекома", уже являясь таковыми, выбирают наш MVNO. Спрос на корпоративные проекты в виде приватных сетей увеличивается, так что перспективы есть. Для нас MVNO - это больше точек соприкосновения с клиентом".
Генеральный директор ООО "Сбербанк-Телеком" ("СберМобайл") Руслан Гурджиян считает, что у союза хост-оператора (который строит сети 5G-ready) с MVNO большое будущее. "5G-ready корпоративную сеть нужно иметь, чтобы воспользоваться слайсингом. Виртуальный оператор должен обладать нужными специалистами, а хост-провайдер - быть не против сделать соответствующие настройки", - поясняет Руслан Гурджиян.
Директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) Сергей Волков ответил, что проблем со стороны хост-оператора, которым является Tele2, не будет, осталось дождаться 5G в России как базового сервиса на рынке. "Слайсинг, eSIM и голос, который окончательно перейдет в дату, даст безграничные возможности развития рынка MVNO. Это потенциал, который поможет расти рынку быстрее, таких проектов, думаю, будет много. Мы, как хостящий оператор, единственный в России, этот процесс, конечно, поддержим", - сообщил Сергей Волков.
Основатель MCN Telecom Александр Мельников рассказал, что MVNO в Европе получили возможность предоставлять услуги на больших скоростях в сетях 5G, но он пока не видит принципиальных прорывных услуг, которые требуют именно сетей пятого поколения, которые без 5G нельзя предоставлять. "Рынок ищет услуги, которые будут требовать 5G. В маркетинговом плане есть такие MVNO, которые рекламируют 5G: например, в Англии есть виртуальные операторы, которые рекламируют 5G и делают специальные тарифы", - рассказал Александр Мельников.
Алексей Чернецов отметил, что "Ростелеком" придумал несколько кейсов с 5G. Например, в транспортной отрасли, где необходимо большое количество датчиков, 5G поможет таким устройствам общаться между собой. "Для меня интересен опыт сделать умную сеть, которая позволит устройствам обработать большое количество данных без человека. Или, например, просмотр большого концерта и участие в интерактиве без задержек", - пояснил он.
Генеральный директор Transatel S.A. (MVNO, Франция), президент ассоциация MVNO Europe Жак Бонифе сомневается, что MVNO смогут получать маржу на 5G в течение следующих нескольких лет. "В России Transatel работает с Tele2. Я думаю, что 5G открывает двери для конвергенции между публичными и частными сетями", - добавил он.
Сергей Волков рассказал, что у Tele2 есть планы по запуску MVNO с одним из ретейлеров. "Проект в работе. Думаю, мы уложимся в этот год", - сообщил Сергей Волков.
Он не назвал ретейлера, решившегося на запуск MVNO, но в январе 2021 г. президент, генеральный директор "Магнита" Ян Дюннинг на Гайдаровском форуме рассказал, что "Магнит" планирует в 2021 г. запустить виртуального оператора связи Magnit Mobile.
Ближайший конкурент "Магнита" - X5 Retail Group запускала собственного виртуального сотового оператора "Алле" на базе сети МТС в 2010 г. и планировала подключить не менее полумиллиона абонентов, но свернула этот проект спустя два года после старта (в 2010 г.).
"Можно и нужно ждать MVNO от крупных ретейлеров в России, - заверил Сергей Волков. - Почему раньше не взлетели такие проекты в ретейле, не знаю, наверно, было не время".
Руслан Гурджиян вызвался объяснить причину "провала" MVNO в ретейле: "Виртуальный оператор - блюдо, которое едят как минимум вдвоем. В тот период MVNO не взлетели не только в ретейле, но и везде. Тогда хост-операторы исповедовали концепцию, что хозяин сам решает технические моменты. Они не были заинтересованы в масштабном успехе крупного проекта - только в нишевом сегменте. Ренессанс MVNO в России связан с изменением базовой идеологии хостящих операторов, тем самым открывая возможности долгосрочного развития виртуальных операторов. Думаю, потенциал развития MVNO, где есть контакт с пользователем, будет зависеть именно от этого. Ретейлеры обожглись на молоке и теперь дуют на воду. Насколько я знаю, в ближайшее время мы что-то увидим".
Сергей Волков (Tele2) сказал, что не боится конкуренции: "Мы с открытыми глазами играем в эту игру, MVNO - одно из стратегических направлений для Tele2. Наш бизнес сумел вырасти с нуля, и мы нацелены на то, чтобы его развивать. Возможности MVNO будут становиться все больше, вопрос, как это монетизировать. Но мы знаем, как это делать. Мы экспериментируем и с другими сегментами и смотрим на большой бизнес с "Ростелекомом". Для нас возможностей все больше и больше", - резюмировал Сергей Волков.