Сети 6G вышли из тумана
Концептуальные вопросы, связанные с перспективами создания сетей 6G в России, обсуждались на XIII международном бизнес-форуме "Wireless Russia & CIS: Сети LTE, 5G и IoT".
Как отметил президент ПАО "ВымпелКом" Рашид Исмаилов, Россия опоздала к внедрению сетей пятого поколения, однако она может успеть с разработками 6G, чтобы стать равноправным игроком на мировом рынке.
С ним соглашается руководитель лидирующего исследовательского центра 5G "Сколтеха" Виталий Шуб: "Я несколько раз слышал тезис сегодня, что 6G - это какой-то ежик в тумане. На самом деле все не так. В мире уже началась де-факто сильнейшая гонка в области шестого поколения. Создано порядка шести мощнейших региональных альянсов, каждый из которых стремится обеспечить лидерство в создании сетей 6G. Уже анонсируются достаточно большие финансовые вливания. Основные параметры пользовательского радиоинтерфейса сейчас достаточно хорошо известны, и практически все исследовательские группы, которые разрабатывают те или иные решения, держат в голове достижение технических целей".
"В силу того, что в частотном плане шестое поколение проваливается в так называемую терагерцевую щель, оно будет во многом базироваться на использовании технологии субтерагерцевого диапазона. То есть 100-900 ГГц. Шестое поколение, в отличие от пятого, потребует технологического передела. Практически все сети сотовой связи, которыми мы занимаемся, базируются на стандартных кремниевых процессорах. Но кремний перестает работать выше 100-150 ГГц. Шестое поколение потребует новых элементов компонентной базы", - рассказывает о вызовах внедрения 6G Виталий Шуб.
Заместитель директора НТЦ анализа ЭМС ФГУП НИИР Евгений Девяткин также отмечает важность технических требований, предъявляемых к сети. Одним из важных направлений Евгений Девяткин видит частотное обеспечение сетей 6G, потому что, имея опыт сетей пятого поколения, к вопросу частотного обеспечения нужно подходить заранее. "Кроме того, на сегодняшний момент наши сети подвижной связи аккумулировали 700 МГц частотного ресурса. Потребности в перспективных услугах определяет потребность в наличии большего объема ресурсов. Для сетей шестого поколения рассматриваются такие высокие диапазоны, как 50 ГГц и выше", - говорит он.
Тем не менее вице-президент Ericsson по развитию сетей радио и транспорта в регионе Восточная Европа и Центральная Азия Анатолий Ильяич считает, что еще рано детально говорить о перспективах сетей шестого поколения.
С ним соглашается директор по развитию и долгосрочному планированию развития сети ПАО "ВымпелКом" Владимир Валькович. "Сложно загадывать до 2030 г., когда появятся сети 6G: все-таки мы думаем про двух-трехлетние циклы. С точки зрения инвестиционных циклов в России возникает проблема, потому что оборудования 5G российского производства пока еще нет. Понятно, что основные проблемы, в том числе и с запуском 5G-сетей на базе иностранного оборудования, связаны с частотным регулированием. Можно говорить, что на B2B/B2G-рынке частных сетей это довольно перспективное направление, потому что индустриям это важно. Мы продолжаем верить в сети четвертого поколения. Они себя еще не исчерпали. Там есть масса возможностей, дополнительных изменений в стандартах, которые нужно использовать", - отмечает Владимир Валькович.
При этом он считает: несмотря на то что говорить про сети шестого поколения рано, нужно заниматься исследованиями 6G, поскольку это даст России шанс занять свое место на международном рынке.
Как отмечает директор по регуляторным вопросам ПАО "ВымпелКом" Константин Зудин, развитие сетей 6G должно отличаться от развития всех остальных сетей в России. "В первую очередь это решение регуляторных вопросов. Каждое следующее поколение пробивает себе путь очень тяжело. Если уж мы не решим своевременно вопрос с 5G, то нужно решить это заранее для сетей 6G. Кроме того, у нас в стране сложилась ситуация, когда регулятор занимается защитой существующих технологий, зачастую сильно устаревших. На мой взгляд, нужно искать компромиссы и переходить к новым технологиям. Еще один регулярный вопрос: нужно переходить от разрешительной модели к уведомительной. Это вызовы, стоящие перед нами", - подчеркивает Константин Зудин.