Экосистема как способ выживания для операторов
Эксперты Департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы рассказали о степени распространения выделенных сервисов и услуг в предложениях телекоммуникационных компаний, особенностях и тенденциях развития экосистем сервисов и услуг по городам и операторам связи, последних мировых кейсах, реализованных операторами в каждом из представленных направлений, и о месте Москвы в сравнении с другими городами мира по наличию разнообразных сервисов и услуг. В исследовании аналитики рассмотрели опыт ведущих сотовых операторов 11 городов мира (Москва, Берлин, Мадрид, Токио, Пекин, Сеул, Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Нью-Дели). Выделены 27 сервисов и услуг, сгруппированных по девяти направлениям: ИТ-услуги, развлекательный контент, ИТ-услуги для транспорта, сервисы в сфере здоровья, финансовые сервисы, умный дом, В2В-услуги на основе больших данных, 5G-тарифы и устройства, образовательные сервисы. Представители сотовых операторов Москвы поделились опытом формирования собственных экосистем сервисов и услуг для москвичей.
Согласно результатам исследования, в подавляющем большинстве случаев операторы связи выступают платформой для комплексного предложения партнерских сервисов и услуг в ИТ, финансах, телемедицине, развлечениях и других направлениях. Реже - создают собственные сервисы с нуля. При этом направление "ИТ-услуги в области транспорта" в 2020 г. стало базовым экосистемным направлением, наряду с развлекательным контентом.
В исследовании говорится, что в 2020 г. появились специальные тарифные планы с поддержкой 5G и услугами, доступными на сетях 5G: VR/AR, стриминговые сервисы, интернет вещей. Технологии 5G будут стимулировать создание новых сервисов операторов связи, а также изменят способы потребления контента (VR/AR, новые пакеты услуг, включающие музыку, облачный гейминг, видео и другой контент). Телемедицина, образование и музыкальные сервисы получили наибольшее распространение в 2020 г.
Аналитики пришли к выводу, что меняются предпочтения и стиль жизни москвичей. Москвичи становятся требовательнее к разнообразию и качеству цифровых услуг и подталкивают город и бизнес к изменениям. 91% жителей столицы пользуются смартфонами и более 90% - интернетом, при этом 72% москвичей из числа пользователей интернета хотя бы раз использовали интернет-сервисы (заказ такси, еды, запись к врачу и др. онлайн).
Также в исследовании отмечается, что растет число подключенных устройств: в каждой семье есть телевизор с выходом в интернет и в каждой третьей семье - домашние устройства, управляемые со смартфона. На 46% возросло среднее потребление мобильного интернет-трафика на семью за 2020 г. (с 21 ГБ до 31 ГБ).
В заключение исследователи приходят к выводу, что в Москве самый дешевый интернет в Европе и столица России находится на 4-м месте (после Токио, Берлина и Мадрида) среди городов по распространенности экосистемных решений у операторов связи.
Министр правительства Москвы, руководитель ДИТ Москвы Эдуард Лысенко отметил, что Москва - самый лучший город с точки зрения цифровой доступности и такого уровня доступного интернета нет нигде. "И было бы очень здорово, если бы это так и развивалось дальше. Нам кажется очень важным, чтобы мы не только слышали это от провайдеров услуг, но и соизмеряли себя со всем миром", - заявил Эдуард Лысенко.
"Развитие телеком-бизнеса в Российской Федерации находится в точке насыщения, и основные дайверы роста - это дополнительные услуги, цифровые сервисы, продукты и решения, то, из чего сейчас формируются экосистемы. И мы с удовольствием идем в этом направлении. Такие дополнительные услуги помогают телеком-бизнесу развиваться и увеличивать объем выручки. Таким образом мы отвечаем на потребности заказчиков", - подчеркнул директор по развитию корпоративного бизнеса региона "Столица" ПАО "МегаФон" Александр Шинкарев.
Директор по продуктам и технологиям больших данных ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Константин Романов подчеркнул, что 10-15 лет назад невозможно было представить то, что происходит сейчас. "Мы очень быстро привыкаем к хорошему и даже не замечаем, как в нашу жизнь приходит много вещей, которые облегчают ее. Жизнь становится, по сути, полностью цифровой с точки зрения того, что мы можем получить все здесь сейчас в один клик", - отметил Константин Романов.
"Мы все так или иначе работаем над созданием экосистем. Все они создают конкуренцию, в результате которой выигрывает потребитель, и мне кажется, что в итоге мы - как элементы паззла в одной большой экосистеме страны, реализованной через проект "Цифровая экономика". И точно будут успешны те, кто, во-первых, думает о потребителях и, во-вторых, думает о стране", - отметил вице-президент - директор ПАО "МТС" в Московском регионе Дмитрий Рылов.