Продавцы доверия
Открыл конференцию заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Моисеев. По его словам, последний год сильно продвинул компании и государство в развитии цифровых технологий. "Мы уже очень много делаем в цифре. Начиная от открытия банковских счетов и заканчивая проведением собрания акционеров. На базе "Гознака" мы запустили платформу по цифровому отслеживанию оборота драгоценных металлов в нашей стране. Это передовая платформа, которая позволит исключить возможности подделок и поможет государству точно знать, что происходит на этом рынке. А главное, потребитель сможет точно знать, что именно он покупает, чтобы вместо золота ему не подсунули "медяшку", а вместо бриллианта - искусственно выращенный кристалл", - рассказал Алексей Моисеев.
Алексей Моисеев сообщил, что теперь собрания акционеров проводятся в режиме онлайн и готовится законопроект, который позволит это делать не только в кризисные годы, но и в будущем. Кроме того, по словам Алексея Моисеева, Минфин совместно с Банком России реализует дорожную карту по цифровизации финансового сектора. "Мы также совместно с Росимуществом реализуем концепцию цифрового учета федерального имущества. В цифровой формат также переходят таможенные органы", - говорит он.
Как отметил Алексей Моисеев, во время стратегической сессии по развитию финансовых рынков около трех недель назад представители рынка рассказали, что они хотят более легких, более удобных способов проводить финансовые транзакции в режиме онлайн даже без единократного посещения финансовой организации. "Это новая концепция для нас. До сих пор в рамках идентификации требуется, чтобы человек один раз появился в банке, на почте или иной подобной организации, идентифицировался, и потом уже его цифровой профиль может жить отдельно. Вот все говорят, что это уже прошлое, а будущее - это когда человек ни разу не приходит в банк и его цифровой профиль формируется без его прихода", - объяснил Алексей Моисеев.
При этом, согласно его оценке, здесь очень важно понятие безопасности. "Во все времена были мошенники и сейчас неизбежно есть люди, которые выдают себя за другого в своем цифровом профиле. И это серьезная проблема, потому что если скомпрометирован мой пароль к банковскому счету, то, во-первых, банк скорее всего заметит сомнительные операции, а во-вторых, я просто поменяю пароль. Но если скомпрометированы мои биометрические данные, то, если честно, не очень понятно, что делать. Поэтому возрастают требования к безопасности и защите клиентской информации", - сообщил Алексей Моисеев.
Продолжая размышлять на тему безопасности и доверия, главный редактор журнала Wired UK, футурист, автор книг, инвестор Дэвид Роуэн отметил, что очень важно, чтобы уровень развития безопасности соответствовал уровню развития технологий и был полезен обычным людям, упрощая их жизнь. По оценке Дэвида Роуэна, политики всех стран не понимают, как повысить уровень доверия. Однако компании, которые создают продукты, повышающие степень доверия к цифровым технологиям, смогут хорошо на этом заработать. Например, в логистике актуальны цифровые продукты, позволяющие проверять местонахождение груза, а в сфере искусств - приложение, позволяющее проверять подлинность того или иного произведения искусства.
Голландский автор книг по менеджменту Франк Буйтендейк рассказал об исследовании, проведенном в различных странах мира и касающемся сценариев развития будущего в 2035 г. Согласно опросу, наибольшее развитие получат технологии, упрощающие жизнь обычных людей, - например, 3D-печать. Так, по оценке Франка Буйтендейка, для того чтобы напечатать целый дом, в 2035 г. потребуется всего лишь пять часов. Не стоит также, по мнению Буйтендейка, забывать, что технологии создают не только возможности, но и риски.
Генеральный директор, АО "Гознак" Аркадий Трачук согласился с утверждением Франка Буйтендейка, что технологии обладают не только позитивным влиянием. "В XXI веке человечество столкнулось с колоссальными вызовами в сфере безопасности и приватности. Это колоссальный кризис", - сказал Аркадий Трачук. По его словам, сегодня распространена ситуация "цифрового отчуждения", когда фактически человек остается включенным в бесконечное количество коммуникаций, а с другой стороны, эти коммуникации начинают осуществляться не по отношению к человеку, а по отношению к его цифровой презентации.