Социологи СПбГУ: 18 % работающих петербуржцев умеют программировать
Ученые СПбГУ провели исследование цифровых компетенций работающих жителей Петербурга. Выяснилось, что 12 % из них имеют дело на работе с дронами и манипуляторами, а почти каждый пятый умеет программировать. Все же, подчеркивают социологи, это весьма скромные показатели: далеко не все работники Северной столицы связывают развитие цифровых навыков с карьерным ростом, а работодатели не спешат отправлять сотрудников на обучение.
Сегодня сложно представить себе организацию, которая в том или ином виде не использует цифровые технологии, а в развивающихся сферах цифровые средства практически неотделимы от трудовой деятельности: например, в работе системного администратора, дизайнера, контент-менеджера, web-технолога, директора онлайн-школы, smm-специалиста и многих других. Целью исследования социологов СПбГУ и Новосибирского государственного технического университета стало изучение того, какие подобные навыки сегодня используются петербуржцами, хотят ли они их развивать, а также как новые тенденции влияют на модернизацию рабочих мест в России.
"Если на элементарном уровне цифровые средства труда использует в работе большинство занятых, то более сложные приборы (например, робототехника — дрон, манипулятор и прочее) почти неизвестны петербургскому работнику — 88 % их вообще не используют. Аналогичная ситуация сложилась с программируемыми станками — их совсем не задействуют в своей работе 90 % опрошенных", — рассказал руководитель исследования, эксперт Форума труда, доцент кафедры экономической социологии СПбГУ Рубен Карапетян.
Обычное программное обеспечение (офисный пакет) и поисковые системы постоянно и часто используют в работе 60 % респондентов. Облачные хранилища, социальные сети и мессенджеры востребованы меньше — о них рассказали не более 34 % работников. Подавляющее большинство занятого населения Петербурга пользуется электронной почтой (90 %), намного меньше люди владеют профессиональными программами (48 %) и программами управления предприятием (33 %), немногие используют информационно-аналитические программы (31 %), и только 18 % умеют программировать. Эти данные, объясняет Рубен Карапетян, показывают, что в основном занятое население способно работать с цифровыми устройствами только на элементарном уровне, и такой цифровой карьерный капитал сложно назвать эффективным.
Также социологи нашли связь между сферой деятельности сотрудников и их цифровыми компетенциями. К примеру, мультимедийные средства чаще всего используют работники образования, облачные хранилища — бизнесмены, языки программирования — фрилансеры. Если говорить про обучение в данной сфере, то только 38 % опрошенных хотели бы повысить свои цифровые компетенции. Основные их интересы сфокусированы на интернет-маркетинге, SEO, SMM, языках программирования, компьютерном дизайне, а также на изучении правовых основ использования данных в интернете.
"Сегодня работодатели в основном не спешат отправлять работников повышать свою цифровую квалификацию. Во многом сотрудники приобретают такие навыки стихийно, развитие цифрового карьерного капитала не является для них важной задачей. Такая ситуация существенно затрудняет технологические сдвиги в трудовых процессах, мешает росту производительности труда и трудовых доходов. Поэтому сегодня для решения этой проблемы важно объединять усилия всех субъектов трудовой сферы — государства, работодателей и профсоюзов", — подчеркнул Рубен Карапетян.