Agile набирает популярность в России
По данным прошлых отчетов компании, еще четыре года назад такой подход применяли всего 43% опрошенных игроков рынка. В 2020 г. их количество увеличилось до 80%. В банках гибкие методологии разработки использует большинство (91%) опрошенных банковских организаций. В ретейле популярность Agile продолжает расти в России. Опрос торговых компаний показал, что большая их часть (60%) использует этот подход. За последние два года данный показатель вырос на 7%.
Гибкие методологии разработки применяют только 25% опрошенных организаций государственного сектора. Выбор в пользу этого подхода респонденты объясняют повышением прозрачности, управляемости и быстроты разработки продукта.
Основными сложностями при использовании Agile для респондентов являются недостаток тестовых сред и данных, а также отсутствие опыта тестирования в команде (по 33%). Еще 67% участников опроса не могут назвать актуальные для них проблемы применения Agile, так как не используют эту методологию.
На рынке системной интеграции около 90% компаний, принявших участие в опросе, применяют Agile. В телекоме большинство опрошенных телекоммуникационных компаний (80%) применяют гибкие методологии разработки.
По мнению заместителя директора по разработке программного обеспечения ИТ-компании "Крок" Василия Мухина, подобные исследования нередко искажают общую картину. "Допускаю, что в 91% банковских организаций про Agile слышали и некоторое количество команд в компании его практикуют в той или иной мере. Но говорить о том, что 91% компаний используют гибкие методологии на постоянной основе - некорректно. Согласно последнему отчету State of agile, среди тех организаций, которые практикуют Agile, только в 18% все команды - Agile, а в 50% случаев - меньше половины команд. Потому и показатели по прочим отраслям весьма спорные. Вероятно, во многих компаниях из отрасли ретейла есть какие-то подразделения, где гибкие методологии применяются или даже доминируют, но от этого организация в целом, конечно, не становится Agile-организацией. 25% в госсекторе кажутся и вовсе неправдоподобными. Однако если под использованием понимается, что хотя бы один человек в организации хотя бы одну из Agile-практик попробовал в своей работе, то, наверное, этим цифрам можно поверить", - отмечает Василий Мухин.
"Нужно понимать, что гибкие методологии управления - это только часть множества методологий управления проектами. Они подходят для комплексного домена, когда очень высокий уровень неопределенности на пути решения задачи - что делать, как делать и к чему это приведет. В таких случаях гибкие методологии помогают выстроить процесс разработки на основе исследований. И здесь они приводят точнее к нужному результату. А есть проекты с минимальной неопределенностью, где очевидна и цель, и путь ее достижения, и способ. При навязывании в их реализации гибких методологий происходит раздувание и сроков, и бюджета. Именно такое неоправданное использование гибких методологий в самых простых проектах просто потому, что это модно, - одна из самых частых проблем. Важно понимать, что Agile не всегда предполагает сокращение бюджетов проекта, но он лучше приводит к нужному результату там, где много неопределенности. Вторая проблема - в том, что часто сами заказчики проектов не понимают, что такое Agile и для чего он нужен. Требуют на старте проекта зафиксировать сроки, бюджет, скоуп задач - но при этом хотят гибкости и быть Agile. То есть они не следуют ценностям и принципам гибкой методологии", - подчеркивает Василий Мухин.
"На рынке интерес действительно большой, но в последнее время он становится более разборчивым. Для компаний, которые глубоко погружены в тему, стало очевидно, что Agile не является панацеей. Те, кто давно работает с гибкими методологиями, понимают, что это один из многих инструментов, и очень важно научиться его правильно применять. Те, кто разобрались и научились применять, осознают его пользу. Но таких пока немного. Сохраняется большой процент тех, кто пытается использовать Agile, не разобравшись, не понимая и не разделяя его ценности и принципы", - считает Василий Мухин.
Василий Мухин уверен, что гибкие методологии найдут свою нишу и будут в ней эффективны, как и любой инструмент управления проектами и организациями. Их перестанут использовать везде, станет очевидным, где гибкие методологии не применимы и могут навредить.
"В практике "Крок", к примеру, совсем недавно был проект с металлургическим комбинатом, где требовалась разработка информационных сервисов службы продаж, основанных на QR-кодировании продукции. Очень масштабный проект, и команда подошла к реализации итерационно, с практиками и элементами Agile. Нам удалось внедрить инструменты Agile при решении именно таких задач, в которых он был обоснован. Заказчик остался очень доволен результатом. Гибкие методологии использовали и в недавнем проекте по созданию и внедрению документооборота для некоммерческой организации - здесь это помогло спроектировать решение, максимально удовлетворяющее потребностям клиента при всех особенностях его работы", - отмечает Василий Мухин.
По мнению исполнительного директора компании "Рексофт" Евгения Минеева, в целом тренд описан правильно. "Популярность Agile растет последние несколько лет. В лидеры рынка я бы включил не только финансовые организации, но и все крупные корпорации с государственным участием, которые методично занимаются внедрением процессов цифровой трансформации. Например, мы видим практически полный переход на Agile не только в крупных банках, но и в экосистеме предприятий "Газпромнефть", телеком-компаниях, ретейле и интернет-холдингах. Везде, где важен показатель Time-to-market, где быть первым с уникальным решением означает быть лидером рынка", - подчеркивает Евгений Минеев.
Однако переход на Agile имеет свои барьеры. "Основные сложности возникают в процессе перехода на Agile. Методология серьезно отличается от прежних процессов. А как известно, все новое вызывает сопротивление. Здесь важно наличие лидера процесса, причем занимающего топовую позицию в компании. Также сложность вызывает нехватка в компаниях практики применения новых методологий и персонала, умеющего с ними работать. Кроме того, Agile предполагает максимальную гибкость процессов, а это приводит к сложностям в сроках и бюджетах проектов. Обратная сторона гибкости - потеря прогнозируемости. Этому тоже надо учиться", - отмечает Евгений Минеев.
Эксперт считает, что интерес к Agile на рынке находится на пике. Вопрос в том, что Agile - это набор методик, которые все трактуют и применяют в реалиях своего бизнеса. Достаточно трудно внедрить Agile, скажем, на крупных промышленных предприятиях, где бизнес-процессы выстроены по принципу Waterfall.
"Те из заказчиков, кому удалось внедрить Agile в свои процессы, видят его результативность, причем постепенно в этот процесс включается все больше бизнес-подразделений, для которых ИТ теперь - существенная часть их бизнеса.
Цифровая трансформация заставляет предприятия быть в постоянном движении. Перестроиться непросто, поэтому ряду заказчиков для перехода на новые процессы нужна помощь внешних консультантов, таких как "Рексофт", которые привносят не только взгляд со стороны, но и проверенные методологии, опробованные на проектах из разных индустрий", - считает Евгений Минеев.
"Запуск Agile-проектов связан с преодолением нескольких серьезных барьеров. Особенно сложно этот переход дается уже сформированным командам, работающим в традиционной управленческой парадигме: членам команды приходится переучиваться, принимать новые правила и в чем-то переступать через себя. Этап "принятия" традиционно сопровождается падением эффективности производственных процессов.
Пока есть еще ряд менеджеров, работающих по старинке, которые подменяют понятия - инициируют поиск решения важной проблемы. И вместо того, чтобы использовать Agile как инструмент, который позволяет в рамках коллективного брейн-шторма выявить трудности и найти пути решения, действуют директивно. Сами пытаются разбираться в проекте или требуют назвать точные сроки реализации. Препятствием к эффективному переходу на Agile порой становится нечеткая позиция бизнес-заказчика. Важно, чтобы все члены команды - от рядового тестировщика до владельца продукта - одинаково понимали цели и пути ее достижения общими усилиями. Еще один риск несет излишняя увлеченность ритуальной стороной - затянутые ежедневные встречи, в которых необходимо участвовать всей команде, ретроспективы, планирование. Всегда важно соблюдать и ограничивать время, отведенное на эти мероприятия, чтобы весь производственный процесс превратился в бесконечные совещания", - отмечает руководитель практики Digital "Техносерв Консалтинга" Дмитрий Макаров.
"У методологии есть и плюсы, и минусы. Есть области, где Agile или его элементы незаменимы, например, интенсивная продуктовая разработка. А есть направления, где без него эффективность производства будет гораздо выше, - достаточно провести некоторые "технологические обновления". Принимая решение о переходе на Agile, всегда нужно отталкиваться от кейса и не навязывать проектную методологию как универсальный инструмент. Думаю, что будут появляться новые ответвления гибкой методологии и все больше будут применяться гибридные подходы с целью повышения эффективности производства, в которых различные элементы Agile будут ключевой основой", - подчеркивает Дмитрий Макаров.