Таксофоны в поисках себя
Мельникова корреспондент ComNews.ru
Морально устаревшей и неэффективной сети таксофонов универсальной услуги светит получить в 2021 году дополнительное финансирование. Хотя за миллиарды рублей, в которые ежегодно обходится содержание этой сети, всех жителей удаленных населенных пунктов можно было бы давно обеспечить мобильной связью.
Президент РФ Владимир Путин по результатам встречи 25 ноября с членами правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) поручил правительству и лично премьер-министру Михаилу Мишустину рассмотреть вопрос об увеличении в 2021 году ассигнований федерального бюджета на оказание универсальных услуг связи (УУС) в населенных пунктах с численностью населения до 500 человек, предусмотрев использование средств резерва универсального обслуживания.
Перечень поручений
Нет официальных данных об объеме таксофонного трафика и за 2019 год - самые свежие цифры Россвязь, которая курирует оказание универсальных услуг связи в России, публиковала за 2018 год. Согласно тем данным, в 2018 году общий объем трафика с таксофонов составил 14,8 млн минут. Если учесть, что "Ростелеком" обслуживает около 148 тысяч таксофонов, получается, что в среднем на один аппарат приходилось 8,3 мин трафика в месяц. Но на деле реальный трафик еще меньше. Россвязь указывала, что 22% (или 3,3 млн минут) таксофонного трафика в 2018 году пришлись на звонки на номера экстренных служб. В мае 2020-го "Ростелеком" привел в пресс-релизе цитату своего президента Михаила Осеевского: "После того как "Ростелеком" отменил плату за местные звонки, их трафик вырос в пять раз и составил в 2018 году более 2,5 млн минут".
Таким образом, из 14,8 млн минут таксофонного трафика 5,8 млн минут пришлись на звонки в экстренные службы и местные соединения. Куда же делись еще 9 млн минут? Теоретически это могли бы быть звонки по межгороду и на мобильные, а также входящая связь (таксофоны имеют такую функцию). Но зная, что таксофонные карты для платных звонков фактически не продавались, трудно предполагать значимый объем такого трафика. Входящие звонки тоже являются экзотикой: ведь для того чтобы знать, когда тебе позвонят на таксофон, нужно предварительно по какому-то каналу связи договориться об этом времени.
Знакомые с темой эксперты полагают, что недостающие 9 млн минут практически целиком относятся к техническому трафику. Типовая "Методика организации эксплуатации оборудования, задействованного при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов", действующая во всех региональных подразделениях "Ростелекома", говорит, что каждый таксофон ежесуточно отзванивается в Центр управления таксофонами (ЦУТ-01). Кроме того, ЦУТ-01 совершает входящие на таксофон вызовы, с ожиданием автоответа модема таксофона. Если на такие технические манипуляции с каждым таксофоном уходит по 10 секунд в день, то за год по всему парку из 148 тысяч аппаратов они соберутся как раз в 9 млн минут.
С 1 июня 2019 года "Ростелеком" отменил плату за междугородные телефонные звонки с таксофонов, а с 1 ноября 2019-го вообще все звонки с них на любые номера российских операторов стали бесплатными. Предположим, что за полгода действия этого предложения в 2019 году трафик возрос настолько же, насколько за целый год обнуления тарифов на местную связь (что произошло с 1 января 2018 года) - на 2,5 млн минут. Тогда общий объем "полезного" трафика с таксофонов в 2019 году можно оценить в 8,3 млн минут.
Даже если за 10 месяцев 2020 года таксофонный трафик вырос в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оптимистичная оценка суммарного объема "полезного" трафика с таксофонов в этому году составляет 21,6 млн минут - или 12 минут в месяц на один аппарат (в пересчете на день - 24,3 секунды разговоров).
Точность этой оценки подтверждают данные подразделения "Ростелекома" в Псковской области, объявленные 25 ноября 2020 года - сразу после выхода "федерального" пресс-релиза о росте востребованности таксофонов. В этом субъекте Федерации длительность всех разговоров с начала 2020 года составила 794 тысячи минут, звонки осуществлялись с 7214 таксофонов (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года трафик вырос в два раза). Несложно посчитать, что на один таксофон в Псковской области пришлось 11 минут трафика в месяц.
По данным Россвязи, в 2019 году "Ростелеком" получил из резерва универсальной услуги на финансовое обеспечение оказания УУС более 13,58 млрд рублей. Какая часть этой суммы пошла на оплату таксофонных услуг, Россвязь умалчивает, но в любом случае миллиардные расходы - непомерная цена для 24 секунд разговоров со среднего таксофона в день.
Возможно, идея Владимира Путина увеличить ассигнования на оказание УУС связана не с таксофонами, а с гораздо более востребованной услугой интернет-доступа. Но появление в тот же день пресс-релиза именно о таксофонах намекает, что "Ростелеком" хотел бы получить дополнительное финансирование и на них. Поручение президента РФ вызывает и другой вопрос: Владимир Путин поставил знак равенства между средствами федерального бюджета и резерва универсального обслуживания. Но буквально год назад Счетная палата по результатам внешней проверки Россвязи особо указала, что обязательные отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания являются неналоговыми платежами. В ст.51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ред. от 15.10.2020) дан исчерпывающий перечень неналоговых доходов федерального бюджета, и резерв универсального обслуживания там не упомянут.
Все без исключения операторы связи в России перечисляют в резерв универсального обслуживания 1,2% выручки (без учета НДС и межоператорских расчетов). Это огромные деньги: к примеру, в 2019 году сборы в резерв составили почти 14,72 млрд рублей. Но операторам все труднее содержать резерв универсальной услуги: по данным Россвязи, за 2018 год суммарная дебиторская задолженность по отчислениям в резерв составила 258 млн рублей, а за 2019-й - уже 536 млн рублей. Последствия пандемии, выполнение закона Яровой и иных новых регуляторных требований в 2020 году и далее сделают для операторов наполнение резерва универсального обслуживания еще более тяжелой ношей. В стране, где проникновение услуг мобильной связи уже много лет подряд превышает 150%, давно пора задуматься о ликвидации резерва универсального обслуживания или, как минимум, об отказе от архаичной и непомерно дорогой таксофонной услуги.