"ВымпелКом" обставил "МегаФон"
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
19.03.2010
Компания "ВымпелКом" по итогам 2009 г. получила выручку в размере $2,3 млрд или 235,4 млрд руб. Отчитавшийся неделю назад "МегаФон", который изначально претендовал на первенство по годовой выручке среди операторов "большой тройки", уступил "ВымпелКому", выручив в 2009 г. 181,9 млрд руб.
Вчера "ВымпелКом" отчитался за IV квартал и весь 2009 г. по US GAAP в иностранной валюте. С января 2009 г. финансовую отчетность оператор предоставлял в российских рублях, после того как по итогам IV квартала 2008 г. впервые за несколько лет получил убыток из-за курсовых разниц и переоценки активов в размере $816 млн (см. новость ComNews от 14 мая 2009 г.). Планы акционеров компании (Altimo и Telenor) по объединению их активов в новой VimpelCom Ltd. вновь вернули "ВымпелКом" к американскому доллару при составлении финансовой отчетности.
Чистая прибыль "ВымпелКома" по итогам 2009 г. составила $1,122 млрд, на 114% больше, чем год назад. Чистая операционная выручка - $8,7 млрд, показатель OIBDA - $4,3 млрд, что на 14% и 12% ниже, чем в 2008 г. В рублевом выражении выручка составила 275,2 млрд руб. и OIBDA - 135,2 млрд руб., что на 10% и 12% выше, чем в предыдущий отчетный период. "Нам удалось увеличить нашу консолидированную маржу OIBDA по мобильному и фиксированному бизнесу до среднегодового значения более 49%", - отмечает главный управляющий директор ОАО "ВымпелКом" Борис Немшич. Консолидированная годовая выручка от российских операций в рублевом выражении выросла на 10% по сравнению с 2008 г., до 235,4 млрд руб. В 2010 г. оператор намерен увеличить капитальные затраты от уровня 2009 г. ($814,1 млн) и инвестировать около 15-20% от выручки.
"Компания смогла снизить долговую нагрузку с коэффициентом чистый долг/OIBDA на уровне 1,38 против 1,55 в 2008 г.", - отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Либин. По итогам года чистый долг "ВымпелКома" составил $5,9 млрд. "В течение IV квартала 2009 г. мы выплатили задолженности на сумму $742 млн, включая выкуп еврооблигаций на сумму $315 млн, который мы завершили в октябре 2009 г. Размер чистого долга снизился в 2009 г. на $1,6 млрд", - говорит Борис Немшич. По мнению Сергея Либина, ожидаемое слияние "ВымпелКома" с украинским сотовым оператором "Киевстар GSM" также приведет к уменьшению долговой нагрузки.
"МегаФону" не удалось стать лидером среди операторов большой тройки по итогам 2009 финансового отчетного года", - отмечает аналитик ComNews Research Марина Коробкова. "МегаФон" отчитался неделей раньше. Его генеральный директор Сергей Солдатенков сказал тогда, что компания претендует на первенство по выручке в 2009 г. среди операторов "большой тройки" (см. новость ComNews от 11 марта 2010 г.).
"По итогам 2009 г. выручка "ВымпелКома" от услуг мобильной связи в России составила 195,82 млрд руб., что на 7% превышает аналогичный показатель предыдущего года. OIBDA этого сегмента достиг отметки 101,3 млрд руб. и вырос на 5,7%. Повысилась и рентабельность этого показателя - с 48,8% до 49,3% в 2008 г. и 2009 г. соответственно, - говорит Марина Коробкова. - В то время как у "МегаФона" рентабельность OIBDA в реальных показателях практически не изменилась, а в относительных уменьшилась c 50,7% до 48,5%. По всем этим показателям "ВымпелКом" опережает "МегаФон". Согласно оценке ComNews Research, выручка третьего игрока сотовой "большой тройки" - ОАО "Мобильные ТелеСистемы" от оказания услуг в России по итогам 2009 г. будет на уровне 205-208 млрд руб. "МегаФон" завоюет почетную бронзовую медаль в этой гонке", - отмечает Марина Коробкова.
"ВымпелКом" сохранил рентабельность OIBDA по сотовой связи выше 50%, а в фиксированном сегменте даже улучшил рентабельность - с 27,4% в 2008 г. до 30,8% в 2009 г. Стоит отметить также снижение ARPU в России всего на 7% в рублях по сравнению с почти 13%-ным снижением у "МегаФона". На наш взгляд, это обусловлено структурой абонентской базы - у "ВымпелКома" гораздо меньше корпоративных клиентов, которые пострадали во время кризиса", - продолжает Сергей Либин из "Метрополя". "Операторы смогли сравняться только по числу активных абонентов в России. Так, на конец года у "МегаФона" их насчитывалось 50,7 млн, а у "ВымпелКома" - 50,9 млн. При этом "МегаФон" показал стремительный рост в наращивании абонентской базы - 16,3%, против 6,7% "ВымпелКома", что отчасти и повлияло на размывание показателей OIBDA первого", - дополняет Марина Коробкова.
Всего услугами мобильной связи от "ВымпелКома" в 2009 г. воспользовались 3,6 млн новых активных абонентов. Общая абонентская база - 64,6 млн человек. По странам СНГ, с учетом Грузии, лидерство в количестве пользователей мобильной связи от "Билайна" у казахстанского актива ("Кар-Тел" - 6,135 млн абонентов), затем идут Узбекистан (Unitel - 3,515 млн), Украина (УРС - 2,005 млн). Армения ("Арментел") и Таджикистан ("Таком") набрали 545 тыс. и 399 тыс. мобильных абонентов соответственно.
Услугами широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в 2009 г. воспользовались 2,3 млн пользователей, что на 85% больше, чем в предыдущий год. В IV квартале 2009 г. общее количество ШПД-пользователей в России (включая FTTB и мобильный ШПД) превысило 2,1 млн человек, что на 78,6% больше, чем год назад и на 15,2% больше, чем в предыдущем квартале 2009 г. Выручка от услуг ШПД увеличилась на 151% по сравнению с 2008 г. По другим странам СНГ число ШПД-абонентов выросло почти в 4 раза по сравнению с 2008 г. "ВымпелКом" объясняет это активным развитием ШПД-проектов в Казахстане, Узбекистане, Армении и на Украине. Больше всего услугами ШПД от "Билайна" в прошлом году заинтересовались украинские пользователи (от местного "Голден Телеком", входит в "ВымпелКом") - абонентская база составила 109,3 тыс. клиентов интернет-услуг. Также ШПД-услуги предоставляют "дочки" "ВымпелКома" в Армении, Узбекистане и Казахстане. Последняя ("Кар-Тел") показала самый маленький результат по количеству ШПД-абонентов на конец 2009 г. - 1,3 тыс.пользователей.
"Мы взяли обязательства перед нашими акционерам сфокусироваться на рациональном использовании денежной наличности, улучшить показатели ликвидности, контролировать затраты и интегрировать вновь приобретенный фиксированный бизнес при сохранении ведущих позиций на рынке. Мы выполнили эти обязательства, что подтверждают годовые результаты", - комментирует финансовую отчетность Борис Немшич. Директор по развитию бизнеса компании Frost & Sullivan Татьяна Толмачева указывает на слабые финансовые результаты 2009 г. и отмечает, что процессы реструктуризации и интеграции фиксированного и мобильного бизнесов оттянули внимание и силы менеджмента компании от решения "рыночных" задач.
Не сходятся цифры Читатель1234519.03.10 10:55
235 ярдов рублей - это почти 8 ярдов долларов, а не 2,3.Арифметика однако
RE: Не сходятся цифры KP19.03.10 11:15
Да, бросьте к "копейкам" прикапываться=)))
RE: Не сходятся цифры Из отчета19.03.10 14:21
Проаудированные консолидированные финансовые результаты за год, закончившийся 31 декабря 2009 года, подготовлены в долларах США. Значения, включенные в квартальную финансовую отчетность за первые три квартала 2009 года, были пересчитаны по методу текущего курса, как если бы доллар США был валютой отчетности в эти периоды.
Солдатенков совсем плохой стал? капитан Очевидность19.03.10 11:41
В каком месте Мега может претендовать на 1 место по выручке? Даже если взять только Россию. Даже если взять только сегмент мобильной связи. Например выручка Вымпела: 1Q - 45.7, 2Q - 49.4, 3Q - 51.5. Итого за 3 квартала 146,6. У меги выручка 181,8. Следовательно по логике Солдатенкова Вымпел должен за 2009 год заработать < 181,8. Например 181,7 Далее простым вычитание получаем 181,7-146,6=35,1. Что (?!) должно случиться чтобы у Вымпела в 4 квартале так упала выручка? Это 31% к предыдущему кварталу.Солдатенков увольняй своих аналитегов
Да уж Eskwaer19.03.10 11:43
Знакомая работает в офисе билайна в питере (бывшей голдентелеком), туалетную бумагу из дома приносит не говоря уже о ручках карандашах и т.п., смяшно, а они тут милиарды рисуют.
RE: Да уж 12319.03.10 13:30
логика-то где?пускай они хоть чай носят из дома и молятся, чтобы опексы только в плане хоз. нужд порезали, а не з/плату.
... tosya19.03.10 12:13
Вся эта отчетность... Обидно только когда из-за нее людей кидают на деньги. Как работников, так и абонентов.