Цифровая трансформация оказалась не высшей математикой
Коник главный редактор ComNews
Пандемия коронавируса заставила все подразделения нефтегазовых компаний применять цифровые технологии. По прошествии короткого времени многие руководители основного бизнеса осознали, что цифровая трансформация, о которой им твердили на протяжении нескольких лет, является предметом близким и осязаемым. А главы цифровых и ИТ-блоков начали выдвигать практические идеи по изменению различных систем и бизнес-процессов с горизонтом реализации от недель до нескольких месяцев. Подход к цифровой трансформации как к сложному и многолетнему (а то и бесконечному) процессу, требующему огромных затрат и не гарантирующему успешных результатов, ушел в прошлое или, как минимум, надолго отведен на запасной путь.
Эти выводы можно сделать из состоявшегося в конце прошлой недели форума Smart Oil & Gas 2020, который 6-й год подряд проводила Информационная Группа ComNews (в этом году мероприятие впервые прошло в онлайн-формате). Официальный сайт форума:
Выступая в открывающей пленарной дискуссии форума, начальник управления информационных технологий ПАО "Сургутнефтегаз" Ринат Гимранов сказал: "Новая тенденция, которую я отмечаю, - упрощение взгляда на цифровизацию: если раньше к ней приглядывались как к чему-то неведомому (цифровые двойники, цифровой след, виртуальная реальность и проч.), то теперь она ассоциируется со Skype, Zoom, Teams. И все менеджеры стали говорить, что цифровизация - это просто". Это, конечно, упрощенный взгляд, но он позволяет вовлекать в цифровые проекты даже тех, кто противился внедрению новых технологий вплоть до недавнего времени.
Красной нитью через два дня форума Smart Oil & Gas 2020 прошла мысль о том, что для компаний недостаточно внедрить технологии и запустить информационные системы - нужно, чтобы их использовали в бизнес-процессах, чтобы менеджеры бизнес-подразделений и конечные исполнители ими владели. В частности, эту мысль лаконично сформулировал руководитель центра стратегии и развития производства ООО "Газпромнефть-Нефтесервис" Владимир Чижиков: "Формула пользователя цифровых продуктов - "Я хочу, знаю, умею и применяю". И ни один из четырех пунктов не должен выпадать". Также представители нефтегазовых компаний буквально в один голос подчеркивали, что за последние несколько лет в них было внедрено так много цифровых систем и технологий, что нужно не гнаться за запуском новых, а добиться повсеместного и эффективного применения того, что уже имеется. Соответственно, ИТ- и цифровым подразделениям нефтяных и газовых компаний разумно сфокусироваться на развитии и сопровождении уже внедренных технологий и систем. Начальник департамента ИТ, автоматизации и телекоммуникаций ПАО "Газпром нефть" Антон Думин начал свое выступление на Smart Oil & Gas 2020 именно с этого: "Форум в онлайн-формате - это респект технологиям, в том числе и отечественным".
Продвинутые CIO и CDO нефтегазовых компаний озабочены тем, как сделать умными рабочие места сотрудников, работающих удаленно. Эта задача вытекает из того, что коронавирус оказался намного серьезнее, чем какая-нибудь эпидемия гриппа, и большинство компаний решили вывести на удаленный или как минимум гибридный режим работы добрую половину сотрудников. "Проблема - в программной части создания удаленного рабочего места, чтобы сотрудник имел полноценный доступ ко всем приложениям и возможность быстрого переключения между ними. Мы планируем поработать над концепцией умного рабочего места - сейчас собираем для этого обратную связь по потребностям от коллег - из геологической службы, технологических структур, НПЗ, заправок), - и будем думать о комплексном решении", - рассказал на форуме Smart Oil & Gas 2020 директор департамента цифровых технологий и инноваций сербской нефтяной компании Naftna Industrija Srbije a.d. (NIS) Николай Залевский.
В том же направлении движется и "Зарубежнефть". "Пользователю нужно удобство - понятный интерфейс, мобильность - доступность всех ресурсов из любой точки - и безопасность. Нам требуется система объединенных коммуникаций, которая должна включать и телефонию, и ВКС, и даже мессенджеры. В обиходе мы используем мессенджеры типа WhatsApp, но в идеале сотрудники должны применять только то ПО, которое стоит на балансе у компании", - высказал мнение начальник управления информационных технологий АО "Зарубежнефть" Владимир Курицин.
Новые подходы к организации удаленных рабочих мест создают и разработчики технологий, в частности японская фирма Ricoh. По словам руководителя департамента офисных сервисов Ricoh Rus Андрея Буркина, эта фирма выдвинула концепцию "рабочее место как сервис" (WaaS) и готовится предоставлять в аренду всю необходимую пользователю технику. Кроме того, Ricoh придумала идею "мобильный коворкинг как сервис" и полагает, что может обеспечивать создание таких временных рабочих мест на любых общедоступных объектах (вплоть до АЗС).
Удаленная работа и необходимость постоянной связи с коллегами либо контрагентами заставляет по-новому взглянуть на комнаты дома и в офисе. "Каждое помещение в офисе или дома - это потенциальная комната для видеоконференцсвязи", - сформулировал это новое видение менеджер по работе с заказчиками Logitech Константин Ишмамедов. А Сергей Гринченко, системный инженер в России и СНГ компании Poly (так именуется объединение фирм Polycom и Plantronics), указывает, что критически важно обеспечить непрерывность рабочих процессов при работе из дома и в офисе.
Такую непрерывность, несомненно, обеспечивают облачные технологии и виртуализация, но до недавних пор российские нефтегазовые компании сторонились облаков по соображениям информационной безопасности. Но на форуме Smart Oil & Gas 2020 Антон Думин сообщил, что "Газпром нефть" переходит от IaaS к частному облаку, так как это ускоряет выделение инфраструктуры, а также позволяет развивать цифровые платформы на опережение. Отрицание облаков оставили в прошлом и другие компании отрасли: к примеру, "Зарубежнефть" начинает пилотный проект по облачным решениям (также на основе частного облака).
Пандемия привела к тому, что нефтегазовые компании задумались даже об удобстве ИТ-сервисов для внутренних пользователей и уровне юзабилити информационных систем. "Когда сотрудники разъехались из офисов по домам, они начали применять всевозможные ИТ-сервисы - из тех, что называют Shadow IT, и было сложно контролировать, кто чем пользуется. Мы столкнулись с тем, что часть корпоративных сервисов оказались не столь удобны или не покрывали весь функционал, который требовался бизнесу, - и нам пришлось догонять. Сейчас практически все сервисы, которые применяют наши пользователи, - корпоративные", - рассказал на форуме Smart Oil & Gas 2020 Андрей Мухортов, начальник ИТ-управления Gazprom EP International (реализует все upstream-проекты ПАО "Газпром" за пределами России).
Еще дальше в этом вопросе пошла компания "Газпром экспорт". "Среда из ИТ-систем, в которую оказался погружен сотрудник, не выпускает его в течение всего дня. Поэтому требования к юзабилити - UX (user experience - пользовательскому опыту), UI (user interface - пользовательскому интерфейсу) - резко возрастают. И мы уже отказываемся от запуска новых ИТ-проектов, если в команде нет специалистов по UX/UI. Важно на каждом шаге работы со всеми системами, включая и прикладные, и коммуникационные, обеспечить сотрудникам положительный эмоциональный отклик", - заявил начальник управления информационных технологий ООО "Газпром экспорт" Анатолий Чекмарев.
С виртуальной трибуны форума Smart Oil & Gas 2020 Анатолий Чекмарев поделился еще несколькими революционными взглядами. "Концепция систем электронного документооборота (ЭДО) себя изжила, - сказал он. - Такие продукты, как JIRA (веб-система управления проектами и задачами) и Confluence (пространство для командной работы, удобное для распределенных команд), разработанные австралийской фирмой Atlassian, полностью перекрывают функционал систем ЭДО. За гораздо меньшие деньги JIRA дает инструменты для совместной работы, управления задачами и отслеживания активности сотрудников, а также для оценки плановой и фактической трудоемкости, чего в системах ЭДО нет. Confluence также дает гораздо большую гибкость в управлении контентом документов - и гипертекст, и встроенный поисковый механизм от Elasticsearch, и возможность создания гибких схем документов, и использование в качестве портала. Так что новые проекты по внедрению ЭДО можно поставить под большое сомнение".
Еще одно уникальное наблюдение Анатолия Чекмарева связано с ролью мессенджеров в реагировании на инциденты: "При обработке инцидентов для нас на первое место вышел такой канал связи, как мессенджер - где-то публичный, где-то внутренний. Корпоративный портал, колл-центр и телефон для этих целей - вчерашний день: оперативное реагирование дает только мессенджер. А в пандемию применение мессенджеров и вовсе сработало на ура, так как сотрудники, разъехавшись по домам, поначалу потеряли доступ к традиционным каналам".
Можно с уверенностью утверждать, что пандемия коронавируса сбила с цифровой трансформации ореол высшей математики и таинства, доступного только продвинутым и избранным. Все нефтяные и газовые компании осознали, что речь идет просто о применении цифровых технологий всеми сотрудниками для удобства, скорости и гибкости ведения бизнеса. В свою очередь, это позволяет компаниям получать данные о физических процессах и управлять физическими объектами в реальном масштабе времени, а также все чаще обеспечивать принятие и исполнение решений без участия человека. С этим "земным" пониманием участники рынка однозначно смогут получить максимум пользы из тех технологий и ИТ-систем, которые они уже внедрили.
Это позволит нефтегазовым компаниям в России преодолеть кризис на глобальном рынке углеводородов, где сильно просели и цена, и спрос. По данным на 17 сентября - первый день форума Smart Oil & Gas 2020, - биржевая стоимость барреля российской нефти сорта Urals составила $39,45, тогда как в сентябре 2019 года его средняя цена была $61,13 (в сентябре 2018-го - и вовсе $78,13 за баррель). А 2 апреля 2020 года цена барреля Urals проваливалась до $16,55. Министр энергетики РФ Александр Новак, выступая 4 сентября на виртуальном саммите GMIS2020, спрогнозировал, что мировой спрос на нефть в 2020 году снизится на 9-10 млн баррелей в сутки относительно уровня 2019 года (в предыдущие годы мировое потребление нефти составляло около 100 б/с).