X5 Retail Group запустила бесконтактные покупки
Решение будет пилотироваться в 60 "Пятерочках" и 30 "Перекрестках" в Москве. Для совершения покупки нужно отсканировать и оплатить товар с помощью мобильного телефона на выходе, минуя кассу. Для подключения к системе бесконтактных покупок необходимо скачать приложение Х5 "Экспресс-скан", зарегистрироваться с помощью X5 ID[1] и начать сканировать товар с помощью мобильного телефона. Ближайший подключенный к сервису магазин можно найти на интерактивной карте приложения.
Директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник пояснил, что для завершения процесса покупок нужно отсканировать QR-код для оплаты, расположенный на выходе в прикассовой зоне. "После считывания кода система предложит купить пакеты и оплатить покупку. Оплатить товары можно банковскими картами MasterCard или VISA, а также через ApplePay и GooglePay. Проверить электронный чек можно с помощью валидатора, расположенного на выходе", - рассказал Иван Мельник. Начало и завершение процесса покупок происходит с помощью QR-кодов, размещенных во входной группе магазина. Чтобы собрать корзину, надо отсканировать штрих-код товара с помощью видеокамеры мобильного телефона и на выходе оплатить покупку либо в интерфейсе приложения, либо с помощью кассы самообслуживания. В "Экспресс-скане" не предусмотрена возможность покупки алкоголя и табачных изделий.
К "Экспресс-скану" подключены программы лояльности торговых сетей "Пятерочка" и "Перекресток". При его использовании действуют промоакции конкретного магазина, а также начисляются стандартные баллы за покупки. В приложении можно увидеть информацию о выбранном товаре (состав, страну производства, вес и т.д.) и цену.
"Впервые на российском рынке на базе обычного магазина "у дома" и супермаркета создается система полностью бесконтактных платежей, путем встраивания в действующую ИT-архитектуру и операционные процессы. "Экспресс-скан" не требует установки дополнительного оборудования, фактически представляя собой software-решение с многофункциональными сценариями развития. Решение разработано внутренней кросс-функциональной командой Х5", - сообщала пресс-служба компании.
Иван Мельник рассказал ComNews: "Мы задумались над запуском данного сервиса еще пару лет назад, внимательно смотрели на международный опыт, оценивали различные сервисы самообслуживания у стартапов и вендоров. Коронакризис существенно ускорил этот процесс. Развернувшаяся ситуация повлияла не только на скорость запуска проекта, но и на его масштаб - мы приняли решение перейти от стандартной схемы пилотирования на 5-10 магазинах к более широкому запуску. Путь от начала работы команды до старта пилота сразу на нескольких десятках магазинов занял всего три месяца. При разработке и внедрении технологии мы использовали накопленный опыт реализации решений самообслуживания. Централизованные сервисы - товары, цены, расчет чека - не купить на стороне для крупной компании. Даже простое приложение требует глубокой интеграции - наши внутренние системы очень специфические. Так как мы поставили себе задачу быстрой разработки и масштабирования сразу на несколько десятков магазинов, мы поняли, что пойдем своей компетенцией. Нами за короткое время была собрана кросс-функциональная команда в составе около 100 человек - ИT, большие данные, инновации, операции, маркетинг, customer experience от торговых сетей. Все эти шаги оптимизировали расходы на проект. Уникальность решения, созданного Х5, заключается в бесшовной синхронизации с действующими системами сетей - ИT-архитектура, операции, - которое масштабируется сразу для тысяч покупателей".
"Пилот нового сервиса "Экспресс-скан" мы запускаем сразу в двух торговых сетях, чтобы протестировать различные варианты использования и начать формирование новой модели покупок, наилучшим образом соответствующей интересам клиентов на едином рынке еды, - комментирует Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group. - Пилот продлится до конца сентября, после сбора обратной связи от покупателей будет принято решение о доработках и масштабировании сервиса".
Иван Мельник рассказал, на какие параметры команда будет ориентироваться для принятия решения о масштабировании решения: "В целевой модели решение должно закрывать проблему безопасных и быстрых покупок в рамках крупного мегаполиса, на нескольких сотнях магазинов, где люди очень много взаимодействуют друг с другом. Будем ориентироваться на проникновение сервиса в трафик и долю таких покупок, обратные отзывы покупателей, дорабатывать операционный процесс, улучшать приложение и саму систему. Мы понимаем, что, если улучшим покупательский опыт, безопасность и скорость даже для нескольких процентов клиентов - это уже будет иметь большое значение в современных условиях. Мы рассматриваем "Экспресс-скан" как часть комплекса решений самообслуживания от Х5, которая состоит из кассы самообслуживания, sekfscan-устройств и сканирования с помощью мобильного устройства".
Исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Павел Сварник считает, что уровень развития безналичных платежей, а также степень проникновения смартфонов в России позволяют запускать подобные сервисы в ретейле достаточно эффективно. "Правда, есть нюанс: запуск будет менее рискован в крупных городах с развитой социально-экономической средой. В противном случае массовое внедрение подобных решений может привести к многократному увеличению убытков сетей за счет воровства", - прокомментировал он.
Иван Мельник ответил, что X5 Retail Group уже обладает опытом в отслеживании потерь при внедрении систем самообслуживания, но считаем важным разделять неумышленные ошибки покупателей и сознательное воровство, которое составляет минимальный процент. "При внедрении данной системы ассистент на выходе в магазине может помочь покупателю проверить чек, провести оплату, оформить возврат и решить другие вопросы. Важно, что оплатить покупку можно только в определенной зоне в магазине, где располагается соответствующий QR-код, и только после этого выйти из магазина. Также на выходе из магазина можно будет проверить свой чек через специальный валидатор или кассу самообслуживания", - подчеркнул он.
Пресс-служба розничной сети "Магнит" рассказала, что сеть запустит суперапп и два вида собственной доставки продуктов. "Суперапп - новое приложение, объединяющее несколько сервисов. Он может запуститься до конца 2020 г. Приложение объединит уже имеющуюся программу лояльности с несколькими проектами. Среди них - онлайн-заказ в аптеках "Магнита", доставка продуктов. Впоследствии к ним могут добавиться еще несколько новых смежных проектов - например, платежный сервис MPay, мобильная связь и сервис платежей по QR-коду "Мобискан", ускоряющий процесс покупок в магазинах "Магнит". Супераппы, или суперприложения, - популярное направление в развитии российского e-commerce. "Магнит" до конца года запустит собственную доставку продуктов из магазинов, у сети будет два вида собственных сервисов доставки. Первый вид - экспресс-доставка продуктов питания, второй - доставка с чуть более длительными сроками, рассчитанная на более крупные и регулярные покупки", - ответила пресс-служба "Магнита" на вопрос о существовании подобного сервиса или планах по внедрению.