Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
14.09.2020

Лето и начало осени 2020 года выдались жаркими для целого ряда отечественных ИТ-компаний. Их названия и имена их топ-менеджеров все чаще мелькают в новостях о громких расследованиях в отношении чиновников и руководителей госпредприятий. Похоже, что эта тенденция будет усиливаться, и на рынке начнется процесс "обеления" схем, которые используются при госзакупках в области ИТ. Впрочем, вполне вероятно, что в итоге такого "обеления" отодвинут от закупок только тех, кому "не по чину".

Одной из самых нашумевших новостей стало уголовное дело в отношении заместителя гендиректора по ИТ и развитию цифровых технологий "Почты России" Сергея Емельченкова, возбужденное в июле. Топ-менеджера этой государственной компании задержали по обвинению в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (ч.3 ст.286 УК РФ). Ссылаясь на данные следствия, адвокат подозреваемого рассказал в суде, что Сергей Емельченков подписал дополнительное соглашение к договору, не согласовав его с Минкомсвязью РФ. Штрафные санкции за неисполнение этого договора с компанией "Сервионика" составили 350 млн рублей. А размер ущерба "Почте России" якобы достиг суммы 67 млн рублей (см. новость на ComNews от 16 июля 2020 г.).

В начале сентября по решению суда арестован экс-директор ФГБУ "Российское энергетическое агентство" (РЭА) Анатолий Тихонов (на момент ареста он являлся заместителем министра энергетики РФ). Примечательно, что по этому делу Следственный комитет задержал вице-президентов ИТ-холдинга "Ланит" Владимира Макарова и Виктора Серебрякова. Всех их подозревают в хищении 603 млн рублей, которые в Минэнерго России выделило РЭА для создания информационной системы ГИС ТЭК (см. новость ComNews от 10 сентября 2020 г.).

Также можно вспомнить, что в июле в деле о картеле с целью поставок компьютеров для ЦИК появились новые фигуранты - вице-президент "Аквариуса" Владимир Пискунов и совладелец "Бизнес компьютерс групп" Дмитрий Кувшинников. Из-за этого дела Александр Калинин, совладелец и президент Национальной компьютерной корпорации (НКК), в которую входит "Аквариус", 15 июля был отправлен под домашний арест (см. новость ComNews от 22 июля 2020 г.).

Очень похоже, что власть решила навести порядок в госзакупках в ИТ-сфере. В том, что касается закупок физических товаров (например, ПК для нужд госорганов или госпредприятий), по большей части, этот порядок уже навели. Сегодня совершить закупку физического товара по заведомо завышенной цене очень непросто, и наверняка причастные не избегут последствий.

Но в том, что касается проектов сложных и многосоставных (это как раз вотчина системных интеграторов), до последнего времени ситуация обстояла иначе. В силу специфики работы над крупными многоступенчатыми проектами большая часть их состоит из труда сотрудников, который посчитать в единицах товара невозможно. Оценки в любом случае будут субъективными. То есть нужно очень много сил и времени, чтобы доказать, что та или иная информационная система или другой проект по автоматизации госоргана, стоит, условно, 1 млн рублей, а не 100 млн рублей.

Этим до сих пор могли пользоваться недобросовестные игроки рынка в сцепке с госчиновниками. Примером таких структур с высокой долей вероятности можно назвать Национальную компьютерную корпорацию (НКК), чей президент Александр Калинин, как уже говорилось выше, с середины июля 2020 года находится под домашним арестом. Как раз на этой неделе, 15 сентября, истекает двухмесячный срок этого ареста, и история получит продолжение.

НКК является примером структуры, коррупционная составляющая в которой имелась с момента ее появления. О создании НКК было объявлено в середине 2003 года, но прямо на презентации руководители образовавших ее компаний (НТЦ "Ландата", "Аквариус", OCS и "АНД Проджект") признали, что работают вместе уже около двух лет. Задержку с анонсом они объясняли "неготовностью рынка воспринять создание нового холдинга на фоне ряда неудачных слияний/поглощений того времени мирового и российского масштаба, а также желанием решить проблемы переходного периода в спокойной обстановке". Однако правда заключалась в другом: в 2000-2002 годах Александр Калинин был на госслужбе и не мог публично сознаться в наличии собственного бизнеса.

В 2000 году Александр Калинин (выходец из Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) - мощной спецслужбы, которая в 2003 году влилась в ФСО) стал первым заместителем директора, а затем и руководителем ФГУП НИИ "Восход", создававшего тогда ГАС "Выборы". В 2002 г. он стал главным конструктором ГАС "Выборы" и советником министра связи по вопросам информатизации. В эти же годы НТЦ "Ландата", созданный Калининым в 1999 году, активно поставлял оборудование для ГАС "Выборы" - аналогичные поставки вели и "Аквариус", и OCS. Лишь покинув в начале 2003 года НИИ "Восход" и ГАС "Выборы", Калинин смог публично предстать в роли главы коммерческого компьютерного холдинга. В НКК Александр Калинин на первых порах довольствовался относительно неприметной позицией члена совета директоров, в конце 2003 года стал первым вице-президентом по корпоративному управлению НКК и лишь в 2005-м (чтобы избежать слишком прозрачной связи между своей персоной и госзаказами, в которых участвовали структуры корпорации) стал президентом НКК.

Судя по действиям силовых структур, процесс "обеления" схем, которые используются при закупках госстуктур и госкомпаний в области ИТ, будет нарастать. И похоже, что возьмутся именно за тех игроков, которые в силу специфики реализуемых проектов могли себе позволить "кое-что".

Государство явно дает понять рынку, что так, как можно было раньше, теперь нельзя, и подход из серии "я художник, я так вижу" в отношении определения стоимости работ по системой интеграции и созданию ИТ-систем для госорганов больше не работает. По крайней мере в тех случаях, когда разлет затрат уж очень подозрителен.

Впрочем, вполне вероятно, что в итоге такого "обеления" отодвинут от госзакупок только тех, кому "не по чину", и эстафету из "натруженных рук" вольных игроков рынка примут те, кто так или иначе связан с госкомпаниями и госкорпорациями. Такие инсорсеры, обслуживающие ИТ-потребности госкорпораций, уже сегодня присутствуют в структурах практически всех крупных госкомпаний. И им необходимо приносить прибыль, а не быть статьей расходов, особенно в нынешние непростые времена.

Российский рынок системной интеграции уже знает примеры перехода крупных независимых игроков под контроль государственных структур. Так произошло в группой "Техносерв", которую с середины 2018 года контролирует банк ВТБ. Как знать, может после скандала с РЭА под госконтроль перейдет холдинг "Ланит", ослабевший в руках Генса-младшего, или "АйТеко", чья компания "Сервионика" замаралась на контракте с "Почтой России". Гарантированно не грозит переход под госконтроль разве что Национальной компьютерной корпорации: все ее реинкарнации - ОАО "НКК" и два ООО "НКК" - уже ликвидированы по решению собственников.

Если кампания по борьбе "за порядок" в ИТ-госзакупках будет двигаться в указанном направлении, то мы в скором будущем увидим, как государство замкнет цикл на себя: только "дочерние" структуры госкомпаний будут получать контракты от госорганов. Но хочется верить, что к такому финалу мы все же не придем, поскольку конкуренция (пусть и не идеальная, и не всегда честная) лучше, чем монополия или олигополия.