Сервисы телемедицины объединяются
По условиям сделки учредители DOC+ станут акционерами компании "МК Доктор рядом", все разработки и технологии перейдут в "Доктор рядом", а команды двух игроков сольются под руководством генерального директора Дениса Швецова. Коммерческие параметры сделки не разглашаются.
В результате объединения "Доктор рядом" усилит свою технологическую экспертизу, интегрируя инновационные решения DOC+ в линейку своих онлайн- и гибридных продуктов. Компания продолжит развивать технологические продукты для медицинских учреждений коммерческого и государственного секторов, а также услуги для конечных пользователей, используя уникальные разработки в области искусственного интеллекта DOC+ по первичному сбору анамнеза и маршрутизации пациентов и контролю качества медицинских карт.
Как сообщают пресс-службы компаний, слияние отражает необходимость наращивания усилий для развития цифровых медицинских услуг с учетом возросшего интереса со стороны пациентов в условиях пандемии COVID-19, когда многие пациенты были лишены доступа к традиционной медицинской помощи и стали переводить в онлайн-формат решение вопросов, касающихся здоровья. По оценкам VEB Ventures, объем российского рынка телемедицины в 2019 г. составил 1,5 млрд руб., эксперты компании ожидают кратного роста этого направления в ближайшие пять лет. Согласно данным отраслевых аналитических компаний, мировой рынок телемедицины, который в 2019 г. оценивался в $45 млрд, к 2026 г. вырастет в четыре раза, до $175 млрд - в частности, за счет роста расходов на здравоохранение, инвестиций в телемедицинские проекты и увеличения числа людей, пользующихся медицинскими онлайн-сервисами.
С момента запуска в 2015 г. компания DOC+ привлекла инвестиций на сумму более $14,5 млн. Полученные средства использованы для развития технологической платформы, новых направлений в области цифровой медицины и собственных решений на основе искусственного интеллекта. В мае 2020 г. 1 млрд руб. в "Доктор рядом" инвестировала компания VEB Ventures, венчурный фонд группы ВЭБ.РФ. Объединение игроков сделает телемедицинскую компанию рекордсменом по количеству привлеченных инвестиций на рынке цифрового здравоохранения РФ.
"Команда DOC+ располагает уникальными технологическими разработками, а "Доктор рядом" - признанный эксперт в области создания продуктов, развития продаж и оказания телемедицинских консультаций. От объединения наших компетенций выиграют пользователи, которым мы сможем в короткие сроки предложить новые эффективные и доступные цифровые медицинские решения", - заявляет генеральный директор цифрового медицинского сервиса "Доктор рядом" Денис Швецов.
"Слияние крупнейших игроков из смежных сегментов рынка MedTech ускорит развитие российской индустрии медицинских технологий. Мы уверены: объединение высокотехнологичных решений Doc+ и опыта "Доктор рядом" повысит доступность качественных медицинских услуг. Для нас как для венчурных инвесторов консолидация активов на базе нашей портфельной компании "Доктор рядом" еще раз доказывает, что мы движемся в правильном направлении", - говорит генеральный директор VEB Ventures Олег Теплов.
Компания не разглашает размер долей акционеров, однако сообщает, что будет развиваться под брендом "Доктор рядом". Также представитель пресс-службы компании затрудняется определить долю рынка, занимаемую объединенной компанией, однако напоминает, что, по оценкам VEB Ventures, объем российского рынка телемедицины в 2019 г. составил 1,5 млрд руб., эксперты компании ожидают кратного роста этого направления в ближайшие пять лет.
Сооснователь и генеральный директор медицинской компании BestDoctor Марк Саневич рассказывает, что беспрецедентная в своем роде пандемия привела к резкому росту спроса на дистанционные медицинские консультации. "В таких чрезвычайных ситуациях, как эта, телемедицина показала себя одним из самых эффективных решений проблемы распространения вируса, сокращающих потребность людей из группы риска в выходе из дома для обращения за врачебной помощью. Телемедицина доказывает свою эффективность и в случае оказания регулярных медицинских услуг, например при хроническом заболевании, когда очная консультация врача в большом количестве случаев может быть заменена дистанционной", - объясняет Марк Саневич.
По его словам, во время пандемии люди по-настоящему прочувствовали преимущества дистанционного медицинского обслуживания и вряд ли захотят от них отказаться. До начала пандемии рынку дистанционных медицинских услуг предсказывали рост порядка 10-15% в год, однако сейчас ясно, что этот показатель имеет все шансы кратно возрасти.
Марк Саневич рассказывает также, что за время пандемии стали очевидны законодательные вопросы, проработка которых необходима для поддержки быстрого роста рынка дистанционного медицинского обслуживания. По разным оценкам, число запросов на онлайн-консультации за время пандемии выросло на 50-70% по всему миру, что лишь доказывает, что потенциал развития телемедицины поистине впечатляющий.
"Конечно, я считаю, что дальнейшая консолидация рынка будет происходить. Чтобы быть конкурентоспособными, игроки системы здравоохранения должны состоять из неких цепочек, в которых много участников - это цифровые сервисы, клиники, страховые компании, банки и другие представители экосистемы. Ее вертикальная интеграция неизбежна, поэтому то, что мы наблюдаем сейчас, - процесс совершенно закономерный", - сообщает Марк Саневич.
Директор компании "ТехЛАБ" Александр Шаповалов также считает, что пандемия послужила драйвером для развития телемедицины в России, и этот рынок продолжит расти после ее окончания. Ведь дистанционные консультации востребованы, когда речь идет о пациентах, живущих в труднодоступных местах или в населенных пунктах, где есть нехватка кадров.
"Телемедицинские сервисы работают на повышение эффективности врачей и одновременно с этим изменяют потоки пациентов, обращающихся за медицинской помощью. Эти изменения в длительной перспективе приведут к трансформации подходов к управлению здравоохранением, медицинской отчетности, экономики процессов оказания медицинской помощи. На мой взгляд, многие проблемные процессы в здравоохранении могут быть решены с помощью такого формата взаимодействия пациента и врача, в том числе в крупных городах, где, казалось бы, нет дефицита кадров", - объясняет Александр Шаповалов.
Александр Шаповалов обращает внимание на направление развития телемедицины в части появления различного рода устройств для пациентов. Они будут интегрированы с телемедицинскими информационными системами и позволят значительно расширить область применения дистанционных консультаций: пациент сможет самостоятельно сделать измерения, необходимые для получения рекомендаций от врача. Многие производители уже начали выпускать разные гаджеты для применения в рамках телемедицинских консультаций. Не исключено появление в далеком будущем медицинских организаций, в которых будут оборудованные кабинеты, но все врачи будут работать с пациентами дистанционно.
"Значительная часть телемедицинских консультаций ориентирована на повторные приемы по поводу одного и того же заболевания. Это снижает количество физических визитов пациентов к врачу и, наоборот, исключая вероятность неявки пациента. Повторные визиты являются основой процесса существующего сейчас диспансерного наблюдения, в том числе при хронических заболеваниях, например онкологии. Число таких посещений может составлять до 60% от общего числа визитов - это огромный рынок. Как только телемедицина получит распространение в части финансирования за счёт государственных средств, этот рынок начнет меняться. Консолидация продолжится в сторону появления суперкомпаний, что, с одной стороны, приведет к резкому росту доступности таких услуг, с другой - к уходу с рынка мелких компаний или их поглощению", - рассказывает Александр Шаповалов.
Директор по развитию направления "Здравоохранение" ГК "Нетрика" Владимир Соловьев утверждает, что телемедицинские услуги очень перспективны, однако рост рынка зависит не столько от пациентов и медицинских организаций (многие пациенты уже консультируются с докторами в мессенджерах). По его словам, пока нет культуры и законодательного порядка оплаты таких консультаций.
Владимир Соловьев объясняет, что еще одна проблема заключается в том, что решения для телемедицины, которые сейчас присутствуют на рынке, часто создаются в отрыве от реальных потребностей пациентов. "В России, в отличие от Европы или Азии, акцент делается на видеоконференцсвязи, которая в действительности редко востребована в ситуации врач-пациент. Офлайн-консультации сейчас преимущественно находятся в "серой зоне", то есть проводятся с помощью мессенджеров и не оплачиваются. Другой вариант - возможность быть на связи с лечащим врачом, которая предлагается вместе с полисом ДМС или банковской страховкой. Процесс консолидации рынка очень логичен - это естественный процесс, который мы наблюдаем на зрелых рынках", - отмечает Владимир Соловьев.
По мнению Владимира Соловьева, пандемия коронавируса показала, что телемедицина может стать эффективным средством профилактики и дистанционного наблюдения за пациентами, которые находятся дома. "Это может существенно снизить нагрузку на участковых врачей, особенно в случае, если режим самоизоляции придется вводить снова. Рынок телемедицины, несомненно, вырос - это ощущается на всех уровнях. Однако адекватных количественных оценок этого прироста пока нет", - считает Владимир Соловьев.
По оценке аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, стоимость актива DOC+ составляет 560 млн руб. Он считает, что после объединения доля компании на рынке составит 8-12%. По его словам, на доминирующую позицию на рынке, где деятельность связана с лицензированием, а врачебные услуги оказывают госорганизации, вероятно, рассчитывать может только госкорпорация. Но пока рано говорить о консолидации на рынке, оценки размеров которого различаются в 10 раз.
"Рынок новый, и пока еще неясно, кто будут те исследователи, которые установят стандарт его измерения, на который мы будем ссылаться. Два года назад разброс известных мне оценок объема рынка составлял от 2 млрд до 18 млрд руб., а прогнозы на 2022 г. и 2023 г. находились в диапазоне от 68 млрд до 238 млрд. Понятно, что при такой разнице оценок из различных источников можно вычислить и рост, и падение рынка на любую величину - достаточно сравнивать несравнимые оценки. Хотя кажется, что рынок должен быть огромен. По крайней мере с середины 1990-х, когда знаменитый Джеймс Кларк оставил созданную им Netscape ради проекта HealthTheOn, все знают, что интернет - это пузырь, а вот автоматизация записи к врачу и медицинского документооборота - миллиарды. Уже 25 лет все знают, что рынок огромен. Однако я думаю, что деньги легко заработать не на всех направлениях. Как в онлайн-образовании деньги делаются на курсах маникюра и духовного совершенствования, а не на дополнительных главах функционального анализа, так и в телемедицине - первыми зарабатывать будут те, кто заточен на зарабатывание денег, а не на излечение человека. Те, кто "лечит карму", заработают раньше тех, кто лечит дуоденит", - подытоживает Леонид Делицын.