Владислав
Скобелев
Анастасия
Скрынникова
28.07.2020

Сбербанк и Mail.ru Group ведут переговоры о покупке доли в URent, сервисе аренды электросамокатов. После сделки он станет частью приложения "Ситимобила". Ранее такую услугу запустил Uber, хотя окупаются такие проекты с трудом

О том, что "О2О Холдинг" — совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group — ведет переговоры о покупке доли в сервисе аренды электросамокатов и велосипедов URent, РБК рассказали три источника, близких к сторонам сделки. По словам одного из них, на текущем этапе речь идет о покупке 10% сервиса, по словам второго — "о небольшой доле", но впоследствии "О2О Холдинг" может выкупить до 100% компании.

В рамках сделки, весь URent был оценен в 700 млн руб., отметил один из собеседников РБК. Возможность аренды велосипедов и электросамокатов из URent будет интегрирована в приложение "Ситимобила", в результате чего оно станет "транспортным супераппом" (super app, суперприложение. — РБК), рассказали два собеседника.

Представители Mail.ru Group, "Ситимобила" и URent отказались от комментариев, представитель Сбербанка заявил, что "не комментирует рыночные слухи".

ООО "Юрентбайк.ру" (головная компания URent) было зарегистрировано в начале 2018-го в Ставропольском крае Ольгой Стефанюк и Андреем Калининым. Сам сервис был запущен в конце того же года на юге страны. Весной 2019 года URent привлекла 150 млн руб. от пула частных инвесторов, среди которых были создатели приложения "Сравни Такси" Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. Компания планировала направить привлеченные средства на запуск сервиса в Москве и других крупных городах России. Сейчас услуга аренды самокатов доступна пользователям более чем в 20 городах России, в том числе с лета этого года — в столице. К концу сезона пользователям сервиса будут доступны для аренды более 12 тыс. самокатов по всей стране, обещали представители URent. По данным СПАРК, 66,43% "Юрентбайк.ру" принадлежит Ольге Стефанюк, 19,75% — Андрею Азарову, 7,25% — Михаилу Гейшерику, 6,57% — Андрею Калинину. Выручка в 2019 году — 88 млн руб., чистая прибыль — 10,9 млн руб.

Сколько катаются на самокатах

За сезоны 2018–2019 годов только в Москве пользователи сервисов аренды самокатов совершили более 540 тыс. поездок, говорилось на официальном сайте мэрии Москвы. В 2020 году число поездок должно вырасти до 1 млн, а общее количество самокатов в прокате достигнет 6 тыс., прогнозировали власти.

Опрошенные РБК эксперты неоднозначно отнеслись к возможности выхода СП Сбербанка и Mail.ru Group на рынок аренды самокатов. По словам аналитика "ВТБ Капитала" Владимира Беспалова, у подобных проектов неочевидные перспективы окупаемости. В то же время он отметил, что, поскольку рынок еще находится на этапе формирования, у крупных компаний есть возможность занять на нем лидирующие позиции. "Приход такого крупного игрока должен способствовать развитию рынка подобных услуг, прежде всего за счет расширения предложения и создания необходимой инфраструктуры, что в итоге должно привести в увеличению числа пользователей", — считает Беспалов.

Как пояснила Ульяна Смольская, представитель компании "Делимобиль", которая развивает сервис аренды самокатов наряду с каршерингом, на рынок проката самокатов очень сильно влияет сезонность, климатические условия, целевая аудитория, быстрая изнашиваемость парка и высокие расходы на техническое сопровождение и обслуживание. По ее словам, эти факторы ограничивают возможность масштабирования такого бизнеса и его эффективность. Она назвала подобный сервис в большей степени "имиджевой историей, когда под одним брендом собираются схожие сервисы, но не все они экономически привлекательны".

По мнению владельца венчурного фонда Typhoon Digital Development Олега Братишко, какого-либо значимого влияния на выручку СП покупка URent вряд ли окажет. "Но интеграция с URent может стать "фишкой" "Ситимобила", которому сейчас не хватает элементов фундаментального отличия от конкурентов. Кроме того, у компании появилась возможность зайти на рынок по относительно низкой цене, так как после пандемии многие сервисы аренды электроскутеров находятся в предбанкротном состоянии", — указал он.

При этом опрошенные РБК эксперты разошлись во мнении об эффективности создания единого приложения. Олег Братишко напомнил, что Uber в США еще в 2018 году начал предлагать аренду электросамокатов через приложение, "однако результаты услуги не показывают значительного интереса аудитории к такого рода объединениям". В свою очередь, аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин уверен, что интеграция URent с "Ситимобилом" "должна привести к увеличению количества пользователей за счет уже имеющейся базы приложения, а также, вероятно, за счет интеграции в экосистемы Сбербанка и Mail.ru Group, в том числе программы лояльности Combo".

Новости из связанных рубрик