Цифровая трансформация времени
Шишулин выпускающий редактор ComNews.ru
Похоже, что национальный проект "Цифровая экономика", как, впрочем, и другие нацпроекты, ждет очередная переделка, или по крайней мере процесс согласования с иными сущностями, появляющимися в поле долгосрочного планирования.
На минувшей неделе состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам на котором президент Владимир Путин в числе прочего призвал "заглянуть за нынешний горизонт планирования национальных целей и проектов, то есть за 2024 год", и определить общенациональные цели на предстоящее десятилетие (до 2030 года).
Кроме того, глава государства отметил, что есть поручение Правительству подготовить Общенациональный план действий по восстановлению деловой активности, перечень системных решений для преодоления последствий экономического спада, для выхода на траекторию устойчивого роста, и что самое интересное - предложил интегрировать меры этого плана в национальные проекты.
Председатель Правительства Михаил Мишустин отметил, что было бы целесообразно продлить сроки достижения национальных целей до 2030 года, а кроме того заявил, что видит пять направлений, входящих в возможное содержание комплекса национальных целей. Среди этих направлений значится и некая "цифровая трансформация".
Из вышеизложенного можно сделать несколько выводов. Теперь в нацпроекты будут интегрированы задачи и меры Общенационального плана действий по восстановлению деловой активности. План этот Правительство еще не подготовило, а когда подготовит, необходимо будет время для того, чтобы, как выразился Президент, "интегрировать меры этого плана в национальные проекты".
Многострадальный нацпроект "Цифровая экономика" уже пережил переписывание после прихода Константина Носкова в качестве главы Минкомсвязи. При сменившем его Максуте Шадаеве о переписывании "Цифровой экономики" не заговаривали, но вот теперь вполне понятно, что сопрягать и актуализировать будут все нацпроекты. Едва ли "Цифровая экономика" станет исключением.
Необходимое наличие сущности в виде "национальных целей" не добавляет ясности и простоты понимания долгосрочных планов власти. Как национальные цели будут согласованы с нацпроектами и когда - непонятно. Но фактор времени, которое уйдет на согласования документов, приказов, постановлений и т.д. никто не отменял.
Если, в частности, среди этих "национальных целей" названа некая цифровая трансформация, то возникает как минимум два вопроса. Что Правительство вкладывает в понятие цифровая трансформация и как эта наццель будет соотноситься с мероприятиями нацпроекта "Цифровая экономика"? Но даже если Правительство нам все это пояснит, проблема снова та же - время на создание документа по этой наццели, согласование ее с нацпроектом - бумага, бумага, бумага.
Как заявил на том же Совете по стратегическому развитию и национальным проектам Михаил Мишустин, завершить корректировку ключевых параметров национальных проектов должны осенью, чтобы синхронизировать ее с формированием бюджета на ближайшую трехлетку. Хотелось бы в это верить, но где осень, там и зима, конец года, новогодние каникулы, вторая волна коронавируса и т.д. Учитывая, что достижение наццелей определяют на 2030 год, похоже, что и результаты нацпроектов переезжают на те же сроки.
В целом, есть ощущение, что в части создания и реализации крупных и долгосрочных национальных проектов опять наблюдается разброд, шатание и подмена конкретных действий и результатов нагромождением определений и сущностей. Трансформация времени, к сожалению, происходит не в реальные дела, а в создание документов, предполагающих определение новых задач, которые нужно соотнести с текущими и так до бесконечности.