ГИС ТЭК устояла
Вчера, 9 июня, на онлайн-форуме "ИТ и цифровые технологии в ТЭК", организованном ComNews, Светлана Паничкина, заместитель руководителя департамента организационного сопровождения ГИС ТЭК Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России напомнила, что РЭА с прошлого года является оператором системы ГИС ТЭК. Она отметила, что на момент начала карантина ни Министерство энергетики РФ, ни система ГИС ТЭК не были готовы к экстренной ситуации: "Мы не могли оперативно подкорректировать свои действия в отношении получения и предоставления данных для ГИС ТЭК. Как нами, так и со стороны субъектов ГИС ТЭК. Необходимо было дополнительное время, чтобы наладить эту работу удаленно. По большей части справились: спасибо Министерству энергетики, оно смягчило сроки предоставления информации. Все дождались периода, когда компании смогли прейти на удаленный режим. В течение недели-двух работа была налажена и данные поступали без особых сбоев", - рассказала Светлана Паничкина.
Отдельное внимание она уделила задаче, которая была в конце марта обозначена для Минэнерго. "В период пандемии министерству было получено организовать мониторинг финансово-экономического состояния системообразующих организаций в ТЭКе и в промышленности. Задачи по мониторингу взял на себя Минпромторг с их ГИТ ТП и Минэнерго, которое делегировало нам полномочия по мониторингу системообразующих организаций в ТЭКе. Работа была оперативно отлажена, всего участвовало 99 организаций. Мы каждый день собирали информацию и по итогам формировали аналитические материалы и представляли в Минэнерго, а они, в свою очередь, в Минэкономразвития. На основании поданных данных были отражены данные в отчетах министерства. На основе этих данных государство принимает решение о мерах поддержки компаний", - рассказала Светлана Паничкина.
Для РЭА важным был вопрос, насколько выдержит система удаленный доступ с точки зрения информационной безопасности. По данным агентства, никаких срывов не было ни со стороны системы обслуживания сотрудников, ни со стороны подключения одновременно большого количества участников ГИС ТЭК. "У нас были проблемы с интернетом при организации совещаний. Но мы понимаем, что все зависит не только от провайдера", - отметила Светлана Паничкина.
"Я знаю, что во многих других государственных информационных системах такие сбои были. И были они массовые. Я говорю о потребностях в облачных сервисах, которые используют многие государственные информационные системы. Отмечены степени недоступности в других госсистемах, таких как kremlin.ru, mos.ru, sobyanin.ru и т.д.
ГИС ТЭК не зависит от облачных сервисов, поэтому с такими проблемами мы не столкнулись. Вспышка коронавируса создала беспрецедентные лавинные нагрузки, которые приводили к кратковременным сбоям и в нашей системе. Все это коснулось мирового ИТ-сообщества, выводы по этому поводу сейчас формулируются и будут обсуждены на будущих международных форумах. Мы с ГИС ТЭК проблем в ИБ не видели, утери информации не было, кибератакам система не подверглась. Но это коснулось других информационных систем, опять-таки тех, кто использует облачные сервисы", - рассказала Светлана Паничкина.
Она отметила, что в государственных информационных системах имеется зависимость от поставщиков импортной электроники и высокотехнологических программных решений. "В ГИС ТЭК применяется отечественная платформа отечественного производителя "Прогноз", - привела пример Светлана Паничкина.
В РЭА сделали выводы, что ситуация с коронавирусом - это проверка устойчивости и безопасности функционирования сети как в техническом, так и в организационном плане. "По итогам пройденного пика карантина сформировано целевое видение развития ГИС ТЭК в направлении цифровой трансформации энергетики в целом. Нарушение доступности информационных систем в этот период обозначило для нас потребности в улучшении национальных высокоустойчивых архитектур и средств защиты информации", - подвела итог Светлана Паничкина.