Юлия
Мельникова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
25.05.2020

Из-за пандемии SARS-CoV-2, когда бы она ни закончилась, российский ИТ-рынок ожидает падение. Уже во II квартале 2020 года он просел из-за задержки платежей по ранее выполненным работам. Не говоря уже о том, что объем новых контрактов существенно сократился. Кризис заставляет по-новому взглянуть на прежние устои, и ИТ-бизнес ждет новая модель.

По данным отчета IDC - The Worldwide Black Book Live Edition, затраты на ИТ в России за 2019 год составили $25,1 млрд (около 2 трлн руб.) - это на 7,01% больше, чем показатели 2018 года. Исходя из оценок IDC на апрель 2020 года, расходы на ИТ в России в 2020 году сократятся до $17,81 млрд (снижение на 26,34%), а в 2021 году рынок частично отыграет падение и возрастет до $20,95 млрд (рост на 17,59% год к году). Таким образом, прогнозы IDC показывают, что восстановление российского ИТ-рынка до "докоронавирусных" объемов случится не ранее 2022 года.

Насколько сбудутся прогнозы IDC - пока не ясно, но то, что в 2020 году ИТ-рынку придется нелегко - однозначно. По оценке РУССОФТ, 82,4% российских ИТ-компаний столкнулись с задержкой платежей по уже выполненной работе. В результате пандемии доходы большинства фирм почти во всех секторах экономики снизятся. Чтобы нивелировать падение выручки, они сократят расходы, в том числе на ИТ и проекты цифровой трансформации. "Правильная" цифровая трансформация предполагает на первом этапе изменение бизнес-процессов и только на втором этапе - их "оцифровку". COVID-19 вынуждает все компании изменять бизнес-процессы, и пока этот этап не завершился, оцифровывать пока нечего. Мало того, после стабилизации новых бизнес-процессов компаниям, которые ранее приняли стратегии цифровой трансформации, придется в значительной степени скорректировать этот документ и план действий. Как следствие всего этого - ИТ-индустрия встает на паузу.

После окончания пандемии часть сотрудников не вернутся в офисы, и забытая было концепция Bring Your Own Device (BYOD, использование персональных устройств в рабочих целях) получит второе дыхание. С одной стороны, это означает, что развития в офисном софте не будет, с другой - потребуется удаленный доступ к привычным офисным приложениям. CRM-системы и облачные сервисы должны пойти вверх. Возрастет спрос и на приложения для контроля удаленных сотрудников. В итоге рынок ПО для дистанционной работы и обучения, возможно, в деньгах подрастет, но спасательным кругом для всей отрасли это не станет.

Например, компании, предлагающие системы хранения данных под закон Яровой, поубавят темпы производства СХД, поскольку правительство РФ одобрило временное снижение требований к хранению "сообщений пользователей" по этому закону (операторы связи были обязаны ежегодно увеличивать емкость хранилищ данных на 15%). Может быть, в дальнейшем закон Яровой вовсе потеряет актуальность и канет в Лету на радость телекоммуникационным компаниям.

Однако без трудностей не бывает и прорыва. Скорее всего, в результате кризиса ИТ-рынок поменяет структуру. Из-за перехода части сотрудников на удаленку у компаний-интеграторов станет меньше проектов по построению офисных систем и сетей. У крупных организаций, сохранивших большую часть офисов, денег на масштабные проекты по интеграции не останется, и системные интеграторы станут заниматься более мелкими, нишевыми проектами. Для этого им придется отложить отработанные пакетные схемы для крупных предприятий и разрабатывать новые, персонализированные решения.

Исторически бизнес в сфере системной интеграции в России был очень выгодным. Наряду с возрастающим спросом на программное обеспечение, ИТ-системы и сервисы, к драйверм роста зачастую примешивалась и коррупционная составляющая. В сфере ИТ-услуг (в отличие, например, от продажи серверов или стандартного ПО) сложно проверить реальную стоимость проекта: как следствие, на рынке регулярно появлялись проекты с непонятной стоимостью и тендеры с одним участником. Зачастую крупный интегратор состоит из множества юрлиц, созданных с целью построения системы оптимизации налогообложения. В таких компаниях сотрудники на аутсорсе или работающие по договору подряда под конкретный проект - обычная ситуация. Но теперь интеграторы с такой организацией бизнеса, вероятно, оказались самыми подготовленными к новой реальности. Обслуживание десятков тысяч сотрудников на удаленке явно потребует массу выездных ИТ-специалистов (этаких "ИТ-курьеров"), и системные интеграторы с большими командами на аутсорсинге вполне могут создать на этой потребности новый успешный бизнес.

Политики и маркетологи любят говорить, что китайское слово "кризис" выглядит как сочетание двух иероглифов: "опасность" и "возможность". Профессиональные китаисты это, правда, опровергают, но непреложный факт: именно в кризис рождаются новые идеи, подходы и бизнесы. ИТ-компании, которые не боятся экспериментировать и обращены лицом к рынку, наверняка смогут выйти из "коронакризиса" пощипанными, но непобежденными. А вот те интеграторы, которые существовали в тени крупных корпораций и подозрительно выигрывали тендер за тендером с одним участником или с подставным конкурентом, рискуют навсегда остаться в прошлом.