Совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group в сфере транспорта и технологий в области дистрибуции еды приобрело контрольный пакет акций в сервисе экспресс-доставки продуктов и товаров для дома "Самокат" (ООО "Умный ритейл"). Доля совместного предприятия в сервисе после покупки доли финансовых инвесторов проекта составляет 75,6%. Основатели и менеджмент сервиса сохранили за собой миноритарные пакеты и остались совладельцами компании.
© ComNews
22.05.2020

Сумма сделки не разглашается, однако, как сообщает руководитель пресс-службы Сбербанка Георгий Корсаков, весь текущий состав топ-менеджмента компании "Самокат" остается без изменений. "Самокат" будет интегрирован в экосистемы Сбербанка и Mail.ru Group. Команда проекта сможет воспользоваться технологическими и операционными наработками компаний, а также получит доступ к экспертизе других бизнесов совместной платформы. Так, некоторые интеграции уже реализованы: пользователи из Москвы, Подмосковья и Петербурга могут заказать доставку продуктов и бытовых товаров через "Самокат" в приложении Delivery Club.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин предполагает, что стоимость сделки составила несколько миллиардов рублей. Он исходит из данных по прежним сделкам и оценки оборота "Самоката". С ним в оценке согласен и аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, считающий, что "Самокат" можно оценить в 4 млрд руб. "Если в ходе сделки приобретается контрольный пакет (50%), то это половина суммы", - сообщает эксперт.

"С точки зрения оценок ООО "Умный ритейл", позитивным фактором является то, что ее кратко- и долгосрочный долг - 38 млн руб., по данным СПАРК за 2018 г. - с избытком покрывается денежными средствами и дебиторской задолженностью - 2,9 млн и 36,7 млн руб. соответственно. Такая ситуация позволяет не рассматривать реструктуризацию как необходимое условие для оценки этого стартапа. Риски связаны с оценками выручки, которая, по данным Forbes, составила 700 млн руб., но официального подтверждения этой статистики в СПАРК и отраслевых СМИ нет", - поясняет аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин.

По мнению аналитика ИК "Велес Капитал" Артема Михайлина, приобретение сервиса экспресс-доставки хорошо вписывается в общую стратегию СП. "У предприятия Mail.ru и Сбербанка уже есть несколько комплементарных сервисов, таких как Delivery Club и Сбермаркет. Вместе с "Самокатом" СП сможет удовлетворять потребности пользователей в еде любым удобным для них способом: доставит готовую еду, поможет закупиться впрок или привезет необходимые в данный момент продукты. Рынок online food retail сейчас находится в стадии небывалого подъема, трансформации предпочтений потребителей, и конкуренция между крупными игроками будет постепенно нарастать. Задача состоит в том, чтобы перекрыть все потребности пользователя в рамках одной экосистемы", - сообщает эксперт.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что теперь после покупки доля рынка совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group будет сопоставима с долей такого серьезного игрока, как "Яндекс.Доставка". "Однако поскольку вряд ли у игроков есть какие-то особенные технологические преимущества друг перед другом - в конце концов "Самокат" - это молодой стартап, который совсем недавно занялся доставкой, - то, скорее всего, они поделят рынок приблизительно поровну - все будет зависеть от того, насколько им нужен сам рынок. Рынок может быть очень велик, но не очень маржинален в сравнении с основным высокотехнологичным бизнесом. Сейчас, на этапе быстрого роста, основная цель - это наращивание клиентской базы. Но не совсем ясно, как ИТ-гигантам удастся извлечь прибыль из рынка, на котором основным работником будет не высококвалифицированный программист и даже не операционист банка, а работник службы доставки, вряд ли мечтавший о подобной работе", - объясняет аналитик.

Сравнивает этих двух игроков рынка и аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин. Он говорит: "Судя по данным того же Forbes, у "Самоката" 120 складов в Москве и Петербурге. Для сравнения, у сервиса "Яндекс.Лавка" в Москве и Петербурге только чуть более 80 складов. То есть Сбербанк и Mail.ru Group инвестируют в лидера рынка, который смог стать таковым, не используя финансовые ресурсы крупнейшего банка РФ в том объеме, в котором это сервису будет доступно после того, как его бизнес был приобретен Сбербанком и Mail.ru Group. Сегмент "Такси" принес "Яндексу" в 2019 г. 37 млрд руб. - включает "Яндекс.Такси", Uber в России, "Яндекс.Шеф" и "Яндекс.Еда", а также направление разработки беспилотных автомобилей. Доля именно доставочных сервисов - оценивая ее в 5-30%, исходя из данных отраслевых СМИ - уже выглядит сопоставимой с показателями "Самоката".

Артем Михайлин полагает, что в будущем вполне возможны покупки в смежных сферах и приобретения небольших независимых игроков. "Стратегия Mail.ru и Сбербанка сейчас заключается в расширении экосистемы путем покупки сервисов с проверенной бизнес-моделью. Благодаря включению данных проектов в экосистему СП и достаточным инвестициям они начинают быстро масштабироваться и улучшать свою экономику. Поддержка двух столь крупных игроков, как Сбербанк и Mail.ru, по нашему мнению, может позволить СП стать одним из основных игроков на рынке online food retail в России", - высказывает он свое мнение. С ним соглашается и аналитик Александр Осин. "Сейчас на рынке доставки бум, но по мере нормализации экономической ситуации конкуренция ожидаемо возрастет, что позволит Сбербанку и Mail.ru Group продолжить свою традиционную для последних лет практику расширения влияния в секторе потребительских услуг", - поясняет эксперт.

Новости из связанных рубрик