Уроки пандемии: Как усовершенствовать сервисное обслуживание ЖД-транспорта
Covid-19 показал, что человек — один из самых не надежных ресурсов. Очевидно, что тренд на социальную дистанцию не пройдет с окончанием пандемии и будет развиваться дальше. Поэтому острой становится необходимость передать часть функций человека автоматизированным интеллектуальным решениям. Эксперт Clover (входит в ГК Ctrl2GO) по ЖД-отрасли Виталий Семилетов разбирает, какие задачи по части технического обслуживания и ремонтов (ТОиР) можно перепоручить инновациям.
Сервисное обслуживание ЖД-транспорта до пандемии
До последнего времени на железнодорожных предприятиях уровень цифровизации производственных и технологических процессов был, как правило, невысок. Планирование ТОиР, диагностика оборудования на ТОиР и последующая обработка, учет и контроль качества ремонта — все эти операции выполнялись человеком. Компьютерные программы служили лишь для учетной статистики, а в качестве активных участников в производственных процессах предприятий железнодорожной отрасли не выступали.
Человек был решающим звеном: от контроля технического состояния до принятия управленческих решений. Это требовало присутствия на рабочих местах большого количества специалистов и руководителей разных уровней. Низкий уровень автоматизации технологических процессов исключал возможность удаленной работы многих сотрудников или замены их на автоматизированные интеллектуальные решения.
Как Covid-19 повлиял на функцию ТОиР
В условиях быстрого распространения пандемии, в целях безопасности людей, остро встал вопрос о переводе в режим онлайн часть персонала. Однако, существующие условия технологических циклов не позволяют сделать это в должном объеме. На рабочих местах необходимо присутствие диагностов оборудования, технологов, ремонтников, нарядчиков, техников. Эти специалисты вынуждены с риском для здоровья лично присутствовать на рабочих местах из-за минимальной автоматизации диагностики и планирования.
Естественным образом остро встает вопрос о цифровизации этих производственных процессов железнодорожных предприятий. Это позволит задействованным специалистам работать в режиме онлайн, находясь в безопасных домашних условиях. При этом существенно оптимизируется штат сотрудников, необходимых для продолжения выполнения операционной деятельности непосредственно на своих рабочих местах. К ним относятся специалисты так называемой "первой линии", в ремонте — это комплексные сервисные бригады.
Весь остальной административно-технический персонал при условии внедрения цифровых решений может продуктивно работать в удаленном режиме, оперативно поддерживая коммуникации с помощью IT-инструментов и высокоскоростного интернета.
Технологии и решения, которые могут взять функции человека в ТОиР на себя
Часть задач человека в сервисном обслуживании уже сейчас передают интеллектуальным системам мониторинга и прогноза технического состояния, которые создаются с применением технологий предиктивной аналитики и машинного обучения. Эти системы позволяют перевести диагностов, технологов, а также руководителе технических подразделений среднего звена на удаленный режим работы вне производства. В качестве примера можно привести систему "Умный локомотив", которую использует ГК "ЛокоТех" на 8400 секций локомотивов в 59 депо. Решение без участия человека способно отслеживать техническое состояние подвижного состава, формировать, так называемые, "чек-листы" на ТОиР, давать прогноз по возможным поломкам оборудования на ближайшие дни и даже часы.
Еще один пример — новые решения в области автоматизации ряда технологических ремонтных цепочек — включающие в себя самые современные практики. Цель автоматизации — максимально внедрить цифровые решения для снижения участия человека в производственных процессах. Ожидается, что решение позволит до 30% штата сервисного локомотивного депо перевести на удаленный режим работы. Для полноценной работы таким сотрудникам будет необходим лишь доступ к софту и высокоскоростной интернет. Согласно задумке комплексные цифровые решения возьмут на себя колоссальные функции в ремонте: диагностика состояния колесных пар, цифровая диспетчеризация, умное видеонаблюдение с функциями аналитики и оперативного информирования, планирование объемов ремонтов и контроль качества устранения замечаний, отслеживание поломок поездов с классификацией причин (дефект оборудования или нарушение режимов эксплуатации).
По сути "умный ремонт" сделает типовое сервисное локомотивное предприятие наполовину безлюдным. В привычном режиме будут работать лишь мастера, а также ремонтники. Значительная часть персонала сможет трудиться удаленно без ущерба для стабильного функционирования железнодорожного транспорта.
Что нужно для обеспечения для безлюдного ТОиР
Переход к безлюдному производству возможен при обеспечении стабильного и качественного доступа "удаленных" специалистов к программному обеспечению, наличию мощных серверных емкостей и отлаженных протоколов по обмену данными. Хранение больших данных не обязательно может быть на территории предприятия. С учетом высокоскоростного обмена данными серверные мощности могут располагаться во Владивостоке, тогда как само локомотивное предприятие находится в Центральном регионе.
Важным звеном для стабильной и качественной работы в удаленном режиме является регламент взаимодействия всех сотрудников и специалистов, работающих как в режиме "из дома", так и непосредственно на рабочих местах. Регламент составляется как единая карта общего технологического процесса предприятия, функционирующего в режиме "цифрового депо" и доводится до каждого работника.
Переход к безлюдному производству с помощью внедрения цифровых решений сможет кардинально изменить устоявшиеся десятилетиями технологические процессы сервисно-ремонтной в железнодорожной отрасли. Основная доля инженерно-технических работников, технологов, дефектоскопистов, руководящий состав сможет оперативно получать ценную информацию и принимать управленческие решения, не выходя из дома.