И грянул гром
Шишулин выпускающий редактор ComNews.ru
Накрывший Россию самоизоляцией коронавирус, видимо, действительно что-то кардинально меняет у сограждан в понимании жизни и мироощущении. Еще вчера казавшиеся незыблемыми явления сегодня уже подвергаются сомнению. Да что там, некоторые люди, имеющие непосредственное отношение к законотворчеству, уже и в открытую говорят о том, что даже не обсуждалось еще некоторое время назад. Как стало известно на минувшей неделе, депутаты Госдумы от "Справедливой России" Федот Тумусов и Дмитрий Ионин подготовили законопроект о прекращении блокировок Telegram.
Об этой инициативе
Они направили свой проект премьер-министру Михаилу Мишустину, а также в Минкомсвязь.
Отметим, что нынешняя власть, действительно, активно задействует Telegram как канал донесения информации в своих действиях, связанных с борьбой против коронавируса. Например, Минкомсвязь в разгар пандемии коронавируса организовала канал для помощи возвращающимся из-за рубежа россиянам в Telegram (см. новость от 10 апреля 2020 г.).
Напомним, что злоключения с опальным мессенджером и его владельцем начались несколько лет назад. Что характерно, формальная развязка наступила тогда также в апреле. 13 апреля 2018 года судья Таганского суда Юлия Смолина удовлетворила ходатайство Роскомнадзора о блокировке мессенджера Telegram (разработчик - Telegram Messenger Ltd.) и постановила ограничить доступ к нему, а также удовлетворила ходатайство Роскомнадзора о немедленном исполнении решения суда. Роскомнадзор внес в реестр запрещенных домены и IP-адреса серверов компании 16 апреля (см. редколонку от 7 мая 2018 г.).
Иск о блокировке был подан Роскомнадзором после того, как Telegram отказался предоставлять ключи шифрования Федеральной службе безопасности России (ФСБ). Создатель мессенджера Павел Дуров тогда развлекался тем, что публиковал фотографии с дверными ключами, "переданными ФСБ" (наряду с фото своего нового паспорта какой-то далекой, но жаркой страны), а также заявлял об отсутствии технической возможности для передачи ключей силовикам. Запомнилось то время также митингами возмущенной общественности, которая оставляла в местах пребывания после себя горы бумажных самолетиков, которые, видимо, символизировали что-то важное.
Итак, Telegram перешел на нелегальное положение в нашей стране. Это, впрочем, не помешало гражданам довольно быстро найти возможности продолжить использование мессенджера. А Роскомнадзор регулярно отчитывался об успешности блокировки Telegram.
Однако, вот настал коронавирус, сдвинулись с места нерушимые до того заветы, и подоспело предложение депутатов Госдумы от "Справедливой России".
Важным аспектом можно назвать то, что почти все участники этой истории, за исключением, наверное, Павла Дурова, уже не там, где были раньше. Бывший на момент блокировки руководителем Роскомнадзора Александр Жаров покинул свой пост. Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ на тот момент вообще был еще Николай Никифоров. Наконец, даже в кресле премьер-министра правительства сегодня уже не тот человек, что был в 2018 году.
Так что у регуляторов есть хороший повод для того, чтобы "откатить" историю назад (то, что было раньше - было при других чиновниках). А ситуация способствует. Коронавирус - серьезный повод. Тут уже не до старых претензий, если этот канал коммуникации позволит донести важную информацию до граждан.
В целом же, как следует работать в ситуациях наподобие той, что была с Telegram, образцово-показательно продемонстрировали нам власти США, крепко взяв Дурова за другой его проект - криптовалюту.
24 марта текущего года Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка выдал предварительный судебный приказ о запрете на передачу цифровых токенов Gram, выпущенных блокчейн-платформой Павла Дурова Telegram Open Network (TON), первоначальным покупателям. Суд заключил, что Gram попадает под определение ценных бумаг и не является криптовалютой.
Напомним, что всего Telegram привлек $1,7 млрд на создание TON и криптовалюты Gram на ее основе от 175 инвесторов, которым взамен пообещал предоставить 2,9 млрд токенов после их выпуска. Как сообщало издание
Блокчейн-платформу должны были запустить до конца октября 2019 года. Однако 11 октября SEC подала заявление в федеральный суд Манхэттена, обвинив Telegram в незаконном распространении незарегистрированных цифровых токенов. В результате запуск TON был отложен до 30 апреля 2020 года.
Пример с американским регулятором дает пищу для размышлений. Возможно, и нашим регулирующим органам следует учиться работать с такими казусами при помощи весомых инструментов. А если не получается плотно взять за деньги, то лучше уж договариваться и рассчитывать варианты, прежде чем начинать пытаться закрывать доступ, но не преуспеть в этом. Действительно, с престижем государственной власти как-то не очень хорошо получилось.