Коронакризис поднял градус в телекоме
"Ренессанс Капитал" на онлайн-конференции в минувшую пятницу представил результаты своего исследования перспектив развития российского телекоммуникационного сектора.
С 28 марта по 30 апреля в России действует режим изоляции. Уровень неопределенности относительно продолжительности карантина все еще очень высок, а потому аналитики рассматривают три возможных сценария для российской экономики. Первый (оптимистичный) сценарий предполагает быстрое восстановление (рост ВВП России на 1,5% г./г. в 2020 г. и курс рубля на конец года RUB75/$). Второй (базовый) сценарий характеризуется более длительным карантином и более медленным восстановлением (ВВП - -0,8% г./г., курс - RUB79/$). Третий (пессимистичный) сценарий подразумевает жесткую изоляцию и несколько волн эпидемии (ВВП - -2,5% г./.г, курс - RUB82/$). Все три сценария основаны на средней цене на нефть марки Brent в 2020 г. $42,5/барр.
"Ренессанс Капитал" прогнозирует, что в случае реализации базового сценария фаворитом будет ПАО "MTС". "У компании стабильный свободный денежный поток, самая высокая дивидендная доходность акций в секторе. К тому же бумаги МТС на рынке должна поддержать недавно утвержденная компанией программа выкупа акций", - фиксируют аналитики компании.
Сценарий жесткой изоляции выводит в лидеры ПАО "Ростелеком", у которого более высокая доля госконтрактов, ШПД, кабельного ТВ и облачных сервисов. "ПАО "АФК "Система" (материнская компания МТС) получит преимущества, если реализуется сценарий быстрого восстановления, - ожидают в "Ренессанс Капитале". - С начала года акции компании продемонстрировали самую высокую волатильность среди российских телекомов на фоне общего падения, и мы полагаем, что как только рынки начнут восстанавливаться, они начнут отражать в цене акций АФК "Система" стоимость ее непубличных активов".
Влияние карантина на мировые телекоммуникационные компании
Прежде чем сформировать прогнозы по российскому телекоммуникационному рынку, "Ренессанс Капитал" проанализировал последствия пандемии SARS-CoV-2 для крупнейших мобильных операторов в США, Китае и Европе.
Как фиксируют аналитики компании, Китай первым ввел режим изоляции в январе, что обернулось масштабным ростом использования смартфонов в феврале на 30%. Первые меры по ведению изоляции в Италии в последнюю неделю февраля уже обернулись ростом использования мобильной связи на 11%, и, как предполагают в "Ренессанс Капитал", в марте этот рост продолжился. Любопытно, что Франция и Испания в феврале не вводили официальный карантин, но продемонстрировали рост использования мобильной связи, вероятно, за счет добровольной самоизоляции, сокращения личного общения и количества поездок. , Как говорится в исследовании, повторения этой тенденции стоит ожидать в США и Великобритании в марте и в России в апреле.
"По опыту США и ряда европейских стран, мы видим, что пандемия положительно сказывается на развитии онлайн-сервисов. Следовательно, люди начинают больше пользоваться мобильными телефонами, что ведет к росту как голосового, так и дата-трафика", - отмечает аналитик по телекоммуникационному сектору ИК "Ренессанс Капитал" Александр Венгранович. В целом операторы больше всего говорят о том, как обеспечить быстродействие сети и бесперебойную работу при значительных нагрузках.
Нагрузки на сеть вынуждают операторов пересматривать инвестпрограммы
В исследовании "Ренессанс Капитал" говорится, что режим самоизоляции в России спровоцировал рост потребления онлайн-услуг, что привело к росту передачи данных в сегменте как фиксированной, так и мобильной связи. Кроме того, операторов, скорее всего, ждет рост голосового трафика. Первые данные, опубликованные российскими операторами связи, говорят о том, что абоненты постепенно начали входить в режим самоизоляции еще в середине марта, а в апреле нагрузка на сеть продолжила расти.
По оценкам "Ренессанс Капитал", сетевой трафик российских телекомов, как ШПД, так и мобильный, вырастет на 20-30% в зависимости от пропускной способности в каждом конкретном городе и регионе, а это отчасти будет способствовать и росту выручки компаний. "По сути, нагрузки, с которыми сталкиваются операторы, сопоставимы с нагрузками в новогоднюю ночь. Это говорит о том, что операторы должны работать в авральном режиме каждый день. Следовательно, растет роль применения искусственного интеллекта по распределению потоков данных внутри сети", - говорит Александр Венгранович.
Трафик, действительно, вырос, подтверждают в "Ростелекоме". "Наблюдается кратный рост смотрения эфирного телевидения, а просмотр кино и сериалов из видеотеки вырос в пять раз. Мы выложили много бесплатного контента, но и платные просмотры выросли - на 80%", - отмечает представитель компании. Вместе с тем "Ростелеком" работает над масштабированием инфраструктуры с учетом роста объемов трафика, чтобы клиентам было максимально комфортно в этот период. Как указывает представитель компании, для этого проведена перебалансировка инвестиционной программы.
В пресс-службе "Ростелекома" пояснили, что компания уже провела стресс-тестирование по нескольким сценариям и предприняла ряд мер по минимизации негативных последствий, по управлению валютными рисками, а также процентными рисками долгового портфеля. "В этой части мы чувствуем себя комфортно. По мере развития событий мы актуализируем прогнозную модель и обсуждаем набор решений и мер по адаптации бизнес-целей и финансовой модели под ожидаемую бизнес-активность в экономике, чтобы компания прошла этот период, сохранив комфортные параметры финансовой устойчивости, в то же время используя открывшиеся возможности по реализации новых проектов, а также дальнейшего роста цифровизации и гибкости самой компании", - передала позицию оператора пресс-служба компании.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын обращает внимание на то, что так же, как и аналитики, операторы составят для себя несколько сценариев развития событий. "Какой из этих сценариев реализуется, операторы знать не могут, потому что не они определяют решения властей относительно сроков изоляции. А власти пока пытаются измерить, влияют ли те меры, которые уже приняты, или надо их ужесточать", - говорит он.
Точки роста для операторов в период пандемии
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин считает очевидным, что после нескольких лет стабилизации и роста в основных сегментах классических телеком-услуг, по итогам 2020 г., даже при самом оптимистичном прогнозе, произойдет стагнация. "В текущих условиях возможными точками роста становятся новые телеком-услуги, прежде всего облачные сервисы, как в B2B-, так и в B2C-сегменте, а также видеосервисы", - перечисляет он.
В "Ренессанс Капитале" ожидают, что переход на работу из дома будет стимулировать инвестиции в облачные решения и виртуальные защитные сети (VPN), что поддержит развитие инфраструктуры дата-центров.
"Необходимость в удаленной работе привела к увеличению спроса на облачные сервисы и решения для удаленной работы (VDI, VPN), услуги видеоконференций и защиты данных (DLP), - говорит директор по маркетингу корпоративного бизнеса ПАО "МегаФон" Павел Захаров. - Отдельно стоит отметить востребованность нашей сети CDN, через которую проходит трафик крупных интернет-магазинов и онлайн-кинотеатров. Только за последние три недели CDN-трафик популярных отечественных видеосервисов увеличился на 200%".
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Евгений Миронюк акцентирует внимание, что наибольшую выгоду получат операторы, если смогут подготовить интересные маркетинговые предложения по дополнительным услугам. "К примеру, стриминговое вещание чрезвычайно мало развито в России. Практически везде в мире стриминг, а именно - трансляция потокового видео, вытесняет телевидение и интернет как основные способы потребления развлекательного контента. На Западе конкуренция между сервисами Netflix, Disney+, Amazon Prime Video, CBS All Access, Hulu, HBO Now. Если телекоммуникационные компании используют все возможности, которые предоставляет самоизоляция клиентов на дому, то сектор продолжит расти быстрее рынка", - считает он.
Потребление увеличивается на фоне сниженной покупательной способности
В "Фридом Финансе" ожидают, что эффект увеличения аудитории различных сервисов телекоммуникационных компаний все же будет компенсирован снижением покупательной способности на фоне роста безработицы. Поэтому, прогнозирует Евгений Миронюк, финансовые ожидания по итогам 2020 г. операторы пересматривать значительно не будут.
В "Ренессанс Капитале", напротив, прогнозируют рост ARPU во время локдауна. "Мы ожидаем, что структура абонентской базы поменяется, станет меньше частных клиентов и больше - корпоративных. Ориентация на работу из дома окажет влияние на то, что корпоративные клиенты закажут большее количество SIM-карт сотрудникам для того, чтобы обеспечить бесперебойное взаимодействие в коллективе. Мы ожидаем, что этот факт повлияет на рост ARPU в I квартале 2020 г.", - ожидает Александр Венгранович.
Не соглашается с ним аналитик iKS-Consulting. По его мнению, корпоративный сектор также ждет существенное падение. "Это будет особенно заметно после окончания самоизоляции, так как потом нас ждет довольно значительное сокращение самого числа корпоративных клиентов, прежде всего классических телеком-услуг, так как многие предприятия малого-среднего бизнеса или просто перестанут работать, или существенно сократят расходы на телеком-услуги", - предупреждает он.
Максим Савватин считает, что текущий рост потребления как голосового трафика, так и мобильного интернета никак не скажется на доходах операторов. Он объясняет это тем, что большая часть пользователей являются абонентами пакетных тарифов, стоимость которых пока не изменилась. "Только рост цен может спасти ситуацию", - полагает аналитик iKS-Consulting.
Мобильная розница претерпит изменения
Что касается закрытия части розницы - по информации ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") и МТС, от 30% до 50% салонов, - следует ожидать значительного сокращения как продаж новых телефонов, так и сокращения продаж новых SIM-карт, прогнозирует аналитик "Ренессанс Капитал". "У МТС и "Билайна" были планы закрыть 600 и 400 салонов в этом году, соответственно. Судя по всему, текущая ситуация может ускорить эти тренды. Вместе с тем в результате закрытия салонов операторы могут сэкономить на эксплуатационных расходах", - отмечает он.
Аналитик "Фридом Финанса", уверен, что временное закрытие фирменных салонов связи снизит суммы прибыли операторов ввиду высокой маржинальности направления бизнеса торговых точек мобильных операторов. Аналитик "Финама" добавляет, что экономия от содержания салонов не покроет падения продаж.
Мобильная розница, безусловно, претерпит изменения, и, как считает аналитик iKS-Consulting, число салонов будет сокращено. Однако это произойдет не сразу, а растянется по времени на несколько кварталов. "Оптимизация розницы давно назрела, поэтому ее активно модернизировали, искали новые форматы и партнерства еще до кризиса", - напоминает Максим Савватин.
Однозначно выпадающие доходы от международного роуминга
К одному из существенных рисков для российских телекомов в случае сценария жесткой изоляции "Ренессанс Капитал" относит снижение выручки от международного роуминга. МТС и Veon (материнская компания "Билайна") международный роуминг приносит 2-3% выручки, у "Ростелекома" эта доля, по оценкам Александра Венграновича, менее 1% консолидированной выручки.
"Из отчета МТС следует, что уже в марте на 80% сократились доходы от международного роуминга. Особенно это стало заметно после закрытия европейских стран, на которых операторы зарабатывали больше всего, - говорит аналитик "Ренессанс Капитал". - Следовательно, в апреле доходы от международного роуминга составят 0% из-за закрытых границ. Поскольку около 2% консолидированной выручки МТС приходится на международный роуминг, то оператор непременно постарается ее компенсировать. Не исключено, что частично это произойдет за счет ARPU клиентов".
В "МегаФоне" согласны с прогнозами и ожидают, что по итогам 2020 г. и российские, и зарубежные операторы столкнутся с неизбежным падением доходов от международного роуминга. По словам Павла Захарова, ожидаются изменения в сегменте традиционных услуг связи, так как ряд компаний будут вынуждены уйти с рынка, сократить операционные расходы или отказаться от компенсации корпоративной связи своим сотрудникам. "Сейчас мы стараемся помогать нашим клиентам и партнерам, пытаемся оптимизировать их затраты на решения связи, чтобы пережить экономический "шторм" вместе", - говорит он.
В "Ренессанс Капитале" предупреждают, что на доходах операторов скажется и общее снижение деловой активности, которое может привести к задержке платежей корпоративными клиентами и потребовать от операторов предлагать временные скидки клиентам из отраслей, сильнее других пострадавших от режима изоляции - туризм и перевозки, офлайновая розница, отельный бизнес и предприятия общепита. Хотя доля корпоративных клиентов в общей выручке не превышает 15%, вместе с тем такие риски существуют. Как предупреждают в "Финаме", совокупно падение доходов от международного роуминга и задержек платежей корпоративных клиентов может снизить выручку операторов на 3-5%.