Пилотный проект будущего
Мельникова корреспондент ComNews.ru
Мировое сообщество в последние годы активно обсуждало концепцию, в которой ручной труд автоматизирован, а персонал работает удаленно из любой точки мира. По воле судьбы, из-за пандемии коронавируса (COVID-19), мы наблюдаем своего рода пилотный проект - тестирование цифрового будущего в мировом масштабе. И пока ход "эксперимента", по крайней мере в России, указывает на то, что человечество далеко от исполнения этой мечты.
Еще в 2016 году профессор бизнес-школы "Сколково" Павел Лукша утверждал, что будущее уже наступило. "Большую часть современных людей, живущих в городах, можно охарактеризовать как киборгов – настолько важным элементом своей жизни мы считаем смартфон, компьютер и доступ в интернет, - говорил он. - Так же, как мы связываем качество нашей жизни с доступом к технологиям, которых не существовало еще 30 лет назад, мы не можем игнорировать тенденции проникновения технологий в бизнес и производство".
В последнее пятилетие большое количество российских корпораций принимали стратегии цифровизации и со всех трибун заявляли о цифровой трансформации бизнеса. Но в условиях вынужденного массового перехода россиян на удаленную работу из-за угрозы распространения COVID-19 оказалось, что компании-гиганты столкнулись с нехваткой обычного оборудования для видеоконференц-связи. У корпораций, использующих в работе сложные ИТ-системы, не хватило мощностей для перевода на удаленку тысяч сотрудников. Когда руководство таких компаний попыталось закупить недостающее оборудование, оказалось, что на рынке уже сложился дефицит.
Пользователи столкнулись с нехваткой в магазинах обычных ноутбуков. По большей части технику производят в Китае, старые запасы кончаются (многие ходовые модели ныне доступны буквально в единичных экземплярах), а новые поступят уже по другой цене с учетом роста курса валют и задержек в производстве/завозе. ИТ-менеджеры крупных компаний даже начали использовать понятие "ведение бизнеса в условиях ограничения поставок".
Малый и средний бизнес не знает, как полноценно перейти на удаленку, потому что руководители зачастую не в курсе, как технически это устроить.
В России низкий уровень цифровой грамотности. Ассоциации, бизнес, государство активно занимаются этим вопросом, проводя тренинги, конференции, открывая центры компетенций. Однако Россия - это не только Москва. Например, 50% врачей и учителей в регионах из-за нехватки кадров работают и после наступления пенсионного возраста. Такой персонал "боится" подойти к компьютеру, не говоря уже об удаленной работе с пациентом или обучении детей онлайн. Такая задача дается им с трудом.
Отдельные компании успешно переходят на удаленное функционирование, а некоторые школы решили вопрос с дистанционным обучением. Однако есть сложности с работой серверов и иных ресурсов. Например, из-за распространения коронавируса для дальнейшей работы доктора были обязаны пройти обучение и сдать удаленно тест по COVID-19. Ситуация в регионах сложилась такая: из-за большого потока обращений врачи несколько суток не могли зайти на портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России и пройти тестирование. Пользователи "Почты России" рассказали, что посылку отправить удается не всегда: в отделении связи им отвечают, что на весь день зависла система, и посылки не принимают.
Общество задается вопросом о том, справятся ли операторы связи с увеличившейся нагрузкой на сети? Телекоммуникационные компании уверяют, что сеть выдержит, а качество связи и контента не снизится. Да и Федеральная антимонопольная служба бдит, обещая не допустить повышения тарифов на услуги связи.
Оказалось, что сами "люди-киборги" не хотят переходить на удаленку, например, в части бизнес-общения. Когда многие конференции стали проходить в режиме онлайн, потенциальным участникам это не понравилось. Одни говорили, что важнейшая часть конференций - не в докладах, а в знакомстве и живом общении в кулуарах, другие сообщали, что, если смотрят конференцию удаленно, босс все равно заваливает их работой, лишая возможности усваивать информацию.
В условиях удаленной работы вопросы информационной безопасности (ИБ) приобрели одно из первостепенных значений. Из-за массового перехода компаний на удаленку стремительно растет количество корпоративных серверов, доступных для интернет-мошенников. По данным экспертов Solar JSOC (Центра по мониторингу и реагированию на инциденты ИБ компании "Солар Секьюрити"), всего за одну неделю количество устройств, доступных из интернета по протоколу RDP, выросло в России на 15% (их общее количество превысило 76 тыс. единиц), а в мире - на 20% (более 3 млн единиц).
Аналитики Центра киберустойчивости ACRC (SOC) Angara Professional Assistance (входит в группу компаний Angara) зафиксировали рост инцидентов ИБ, вызванных последствиями перехода на удаленную работу. На 27 марта 2020 г. доля установки неразрешенного ПО в срезе всех событий ИБ составила 25% против 1% к началу марта. Установка неразрешенного софта, скачанного из сомнительных источников, приводит к росту заражений вредоносными программами. Статистика ACRC подтверждает: количество заражений вредоносным ПО за последнюю неделю выросло на 15% (по отношению к предыдущей неделе).
Безусловно, есть и успешные "проекты будущего". Примеры того - фонд "Сколково" или образовательный центр "Сириус" в городе Сочи. Однако возможности упираются в финансирование. Частные школы и обласканные государством структуры хвастаются успешным дистанционным обучением, а больницы - новомодной системой электронных медицинских карт. Это отличный результат. Но в государственных поликлиниках в глубинке медсестры не могут разобраться в компьютере, а в школах стоит один компьютер на всех. В регионах не до цифровизации - им бы найти средства на обучение персонала и закупку базового оборудования. Выходит, потенциал и таланты есть, но в штучном экземпляре, а нужна система, с одинаковой эффективностью действующая по всей стране.
Однако есть сфера, где "тренировка будущего" проходит успешно. На прошлой неделе правительство РФ поручило Минкомсвязи создать систему отслеживания граждан, контактировавших с больными коронавирусом, на основании сведений сотовых операторов о геолокации. Операторы сообщили, что технически осуществить это возможно. А "МегаФон" даже выпустил пресс-релиз о том, что проанализировал обезличенные данные абонентов о перемещении по Москве и за ее пределы в условиях перевода на удаленную работу. Используя инструменты Big Data, "МегаФон" выяснил, что 50% жителей столицы сократили любые перемещения по городу. При этом 32% москвичей стали передвигаться меньше на треть, а 24% абонентов – более чем на 50%, оставаясь в пределах района своего дома и ближайших магазинов. Дочерняя компания "МегаФона" Yota также представила статистику: только 3% от общего количества ее абонентов в столице находятся на самоизоляции. "Треть таких пользователей предпочли переехать за город, остальные по-прежнему находятся в Москве. Кроме того, почти на 50% сократилось количество клиентов Yota, выезжающих за пределы Москвы и Московской области", - говорится в сообщении этого виртуального сотового оператора.
Инициатива выглядит необходимой в создавшихся условиях. Но что если в дальнейшем в России уже без всякой пандемии, при помощи сотовых операторов, легализуют слежку за людьми (которые не находятся под подозрением в совершении преступления, и в их отношении не проводится оперативно-разыскных мероприятий)? Тогда сохранить частичку частной жизни человек сможет, лишь "забыв" смартфон дома (да и этого может оказаться недостаточно).
Благодаря нежданно случившемуся "пилотному проекту будущего" цифровизация получит новый виток развития. Люди любых возрастов во всем мире вынужденно освоят гаджеты и приобретут навыки работы с онлайн-сервисами и информационными системами, компании найдут способы наладить бизнес в цифровом режиме. Сотрудники смогут побороть лень и входить в режим для исполнения служебных обязанностей, лежа на диване. Компании-вендоры разработают еще больше решений для дистанционной работы, удаленного обучения и саморазвития онлайн. Облачные сервисы массово ворвутся к тем, кто ими пользоваться боялся. В итоге на рынке произойдет естественный отбор: выживут гибкие компании, которые пройдут "цифровой экзамен".