Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
25.02.2020

На текущем этапе проекты умного города в России зачастую представляют собой разрозненные решения и не являются "системой систем". В итоге городам и регионам будет очень сложно, а то и вовсе невозможно перейти от "пилотов" к промышленной эксплуатации проектов "умный город", поэтому в данной сфере необходимы единые нормативно-технических стандарты. Об этом говорили участники VII федерального бизнес-форума "Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к "умной стране", который состоялся в Петербурге в конце минувшей недели.

Напомним, что ведомственный проект Минстроя России "Умный город" стартовал в конце 2018 года. Руководителем ведомственного проекта "Умный город" был назначен заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис. В январе 2019 года создан Национальный центр компетенций по умному городу, а также рабочая группа "Умный город" при АНО "Цифровая экономика". Кроме того, в марте 2019-го Минстрой опубликовал стандарт "Умного города" (официально документ, опубликованный на сайте Минстроя, называется "Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт "Умный город"). Его утвердил заместитель (на тот момент) главы Минстроя Андрей Чибис (см. новость ComNews от 6 марта 2019 г.). Однако вскоре после этого президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении Андрея Чибиса временно исполняющим обязанности главы Мурманской области. Андрей Чибис оставил пост заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также руководителя ведомственного проекта "Умный город" (см. новость ComNews от 22 марта 2019 г.).

Таким образом, проект Минстроя оказался (и по сей день находится) в подвешенном состоянии. Зато в сфере проектов для умного города в последнее время активно проявили себя крупные госкорпорации и госкомпании ("Ростелеком", "Ростех", Сбербанк, "Росатом"). Каждая из них имеет цифровые разработки, решающие те или иные проблемы городов.

Деятельность участников рынка коснулась и стандартов умного города. Активность здесь проявил технический комитет Росстандарта "Кибер-физические системы" (ТК-194), который представил для публичного обсуждения проект предварительного национального стандарта "Информационные технологии. Умный город. Показатели". Публичное обсуждение проекта продлится до 29 февраля 2020 года. Стандарт устанавливает перечень показателей для оценки развития умных городов и методологию их определения (см. новость ComNews от 15 января 2020 г.).

В ходе VII федерального бизнес-форума "Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к "умной стране" председатель ТК-194, руководитель программ АО "РВК" Никита Уткин отметил, что проекты умного города зачастую представляют собой разрозненные решения и не являются "системой систем". "Такое ощущение, что вопрос совместимости решений для умного города даже на уровне сбора данных не очень волнует тех, кто эти решения предлагает", - сказал Никита Уткин. Между тем, по его словам, вопрос совместимости, интегрируемости и интероперабельности решений для умного города является ключевым для такого рода проектов. "Если мы не добиваемся взаимодействия между элементами системы и между системами, то все завершится печально, - отметил он. - Мы откатаем пилоты, они будут несовместимы между собой. В дальнейшем появятся еще "пристройки" к разным системам в разных регионах. И когда мы перейдем к этапу "склеивания" этих "лоскутных одеял", перед нами встанет вопрос: а сколько еще денег на это надо потратить?".

Эффект может быть такой, что в итоге городам и регионам будет очень сложно, а то и вовсе невозможно перейти от пилотов к промышленной эксплуатации проектов "умный город".

По словам Никиты Уткина, решением должны стать нормативно-технические стандарты для решений умного города. "Если мы не перейдем к формулированию единых правил игры, то так и будем выпускать локальные рекомендации, списки решений и т.д. Разные вендоры будут создавать конкурирующие платформы для умного города, и есть ощущение, что ни одна из них не станет в итоге победителем", - отметил он.

По его словам, необходимо отходить от системы, при которой набор тех или иных решений называют стандартом умного города. "Вместо того, чтобы формулировать требования к различным элементам систем, выставляются рекомендации по отдельным уже готовым решениям. Это тот подход, который мы видели ранее со стороны Минстроя. Идти по пути быстрых побед - не всегда верная стратегия", - отметил Никита Уткин.

Он отметил, что ТК-194 занимается разработкой серии стандартов умного города и при их подготовке ищет рыночный консенсус. Комитет выступает за то, чтобы инициативы по стандартам исходили и от игроков этого рынка. "Стандарт невозможно продавить. Стандарт можно только вымучить совместными усилиями. Поэтому я призываю все заинтересованные стороны, у которых есть проект или решение умного города, открывать его перед рынком в виде соответствующего стандарта, и мы впишем его в общую канву и логику умного города", - сказал Никита Уткин.

Другие участники дискуссии в ходе форума Smart City & Region согласились с тем, что стандартизация рынка умных городов сверху вниз по принципу директив - подход не очень конструктивный. Тем не менее и к тому, каким образом стремится к созданию стандартов умного города ТК-194, были вопросы.

Общую позицию регионов отразил директор центра компетенций "Умный город - цифровой регион" ЧРЗ "Полёт" холдинга "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" Олег Извеков. Он отметил, что для муниципалитетов и регионального бизнеса то, что происходит сейчас в области стандартизации умного города, видится как хаос. "Никто не понимает, что происходит, а самая расхожая фраза, которую мы слышим в регионах: РВК с "Ростелекомом" хотят сделать единую платформу и всех на нее перевести", - сказал Олег Извеков. Отметим, что "Ростелеком" принимает активнейшее участие в разработке стандартов умного города на площадке ТК-194.

Так или иначе, судя по выступлениям участников форума, становится очевидным, что на данном этапе развития концепции умного города, а в дальнейшем цифрового региона и наконец умной страны стандарты становятся важнейшим инструментом для игроков рынка и всех заинтересованных сторон. Очевидно, что в конечном итоге те, кто примет участие в создании стандартов умного города, будут чувствовать себя лучше по сравнению с коллегами по рынку.

Остаются открытыми вопросы о том, что делать с той нормативной базой по умному городу, которую наработал Минстрой, и что будет с пилотными проектами в городах (а их около сотни), которые уже попали в программу по умным городам от Минстроя по существующей нормативке.

Каким образом будут сосуществовать нормативы Минстроя и стандарты, созданные на базе ТК-194, пока тоже не ясно до конца - особенно с учетом того, что стандарты в России не обязательны к исполнению, а лишь носят рекомендательный характер. Но совершенно очевидно, что сила "умного" стандарта при реализации концепции умного города - большая сила.