Анна
Устинова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
20.01.2020

Назначение премьер-министром человека, у которого есть за плечами опыт информатизации ведомства, сулит радужное будущее для цифровой экономики. Однако отсутствие ответственной за нацпрограмму команды может заморозить ее выполнение как минимум на полгода, а то и дольше.

2020 год только начался, но мы уже успели увидеть отставку правительства РФ. 15 января премьер-министр Дмитрий Медведев объявил об этом после послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. Тогда же на должность председателя правительства РФ президент предложил кандидатуру главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина. Уже 16 января Госдума поддержала претендента на пост премьер-министра, и в тот же день Владимир Путин утвердил его назначение.

Первое, что бросается в глаза при беглом взгляде на биографию Михаила Мишустина, - его значительный опыт в области ИТ. Будучи по образованию инженером-системотехником, он начал карьеру в общественной некоммерческой организации - Международном компьютерном клубе. Клуб привлек в свои ряды крупные иностранные фирмы и стал организатором Международного компьютерного форума - одной из крупнейших компьютерных выставок в России. Поступив на госслужбу в должности помощника по информационным системам учета и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя Государственной налоговой службы РФ (ныне ФНС) в 1998 году, он постепенно дорос до ее руководителя.

С именем Михаила Мишустина СМИ связывают такие инициативы, как внедрение электронной цифровой подписи и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), организацию работы налоговых органов по принципу "одного окна" и переход к повсеместному внедрению онлайн-касс. С 2010 года, с момента прихода Михаила Мишустина на пост главы ФНС, у налоговиков появились центры обработки данных, а региональные налоговые органы объединились в единую информационно-коммуникационную сеть. Именно об информатизации ФНС говорят как об одной из заслуг новоиспеченного премьера.

Но вернемся к отставке правительства. Свой шаг Дмитрий Медведев объяснил желанием дать президенту реализовать предложения по внесению изменений в деятельность исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти через референдум. В частности, президент предложил наделить Госдуму большими полномочиями по формированию правительства страны и доверить ей не просто согласование, а утверждение кандидатуры председателя правительства, всех вице-премьеров и федеральных министров. При этом президент будет обязан назначить их на должность и не сможет отклонить утвержденные парламентом кандидатуры. Сейчас же, в соответствии со статьями 111 и 112 Конституции РФ, президент лишь получает согласие Госдумы на назначение премьер-министра, а затем уже сам назначает главу кабинета, его заместителей и всех министров.

Пока все вице-премьеры и отраслевые министры правительства Дмитрия Медведева приобрели статус и.о. и находятся одной ногой на выходе. Ситуация подразумевает два варианта развития событий: либо президент назначит им на смену новых чиновников до референдума, либо, в случае поддержки гражданами изменений в Конституцию, депутаты сформируют новый состав правительства уже после. По данным источника ТАСС в Совете Федерации, референдум собираются провести до 1 мая. Впрочем, официально дата еще не озвучена, а с учетом еще и времени на подсчет голосов, публикацию результатов и процедуру физического внесения поправок в Конституцию, высший орган исполнительной власти будет пребывать в смятении не менее полугода.

За всеми этими процессами становится непонятным, как сложится судьба нацпроектов. Ведь очевидно, что пока не будет решен вопрос с составом профильных министерств, активных действий от чиновников, находящихся в "подвешенном" состоянии, ждать не стоит. Что будет с национальной программой "Цифровая экономика", которая и без того за последнее время натерпелась многого?

Напомним, что еще в декабре 2016 года Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ и призвал государственных деятелей направить особое внимание на научно-технологическое развитие страны. В результате правительство 5 июля 2017 года представило на суд президента программу "Цифровая экономика" (см. новость ComNews от 7 июля 2017 г.), а чуть позднее появились ответственные за ее реализацию и дорожные карты с конкретными мероприятиями.

Однако весной 2018 года увидел свет майский указ президента (речь об указе от 7 мая 2018 года №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; см. новость ComNews от 6 июня 2018 г.). В соответствии с ним Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций во главе с министром Константином Носковым заявило о намерении переписать программу "Цифровая экономика РФ", сделав ее соответствующей новому статусу. Так "Цифровая экономика" обрела статус национальной программы (нацпроекта), а уже 24 декабря 2018 года на заседании президиума Совета при президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам она была утверждена.

Весь 2019 год нацпрограмма находилась в состоянии турбулентности - перекраивался состав входящих в нее федеральных проектов и переписывались дорожные карты. Впрочем, надо признать, что профильные министерства активничали в информационном пространстве, лихо рапортуя о тех или иных событиях цифровой повестки. Так, цифровой экономике удалось сохранить пристальное внимание к себе главы государства. Теперь же появившаяся в связи с отставкой правительства неопределенность сулит временную заморозку нацпрограммы в 2020 году.

Хотя в своем выступлении перед думскими фракциями Михаил Мишустин уже присягнул на верность цифровой экономике и пообещал превратить страну в цифровую платформу, команды у него пока нет. Безусловно, озвученные устремления главы кабмина вселяют надежду на то, что погружение в "цифру" продолжится, а айтишный опыт премьера убережет экономику от токсичных государственных инициатив.

Однако все перечисленные процессы требуют времени, и сроки перехода России непосредственно к построению цифровой экономики в очередной раз отодвигаются на неопределенный период. Впрочем, может быть вообще не стоит тратить время и силы, занимаясь новыми назначениями, а напротив, сделать по-настоящему цифровое государство, избавившись от армии госслужащих, эффективность которых вызывает сомнения, и заменив их цифровыми двойниками и искусственным интеллектом, за развитие которого с прошлого года так ратует Владимир Путин.