Анастасия
Скрынникова
26.12.2019

QIWI продала сеть постаматов своему партнеру — компании PickPoint, но сохранила за собой право управлять ИТ-платформой. Рынок постаматов находится на этапе бурного роста, но QIWI намерена сосредоточиться на ИТ-бизнесе

QIWI продала сеть постаматов — QIWI Box — логистическому оператору PickPoint, сообщил представитель платежного сервиса и подтвердила представитель PickPoint. Сумму сделки стороны не раскрывают.

QIWI создала QIWI Box как отдельный актив внутри группы. На данный момент сеть QIWI Box насчитывает 2,3 тыс. постаматов. С самого начала PickPoint участвовала в разработке политики выбора населенных пунктов и мест локации постаматов, доработке программного обеспечения при создании сети. Их обслуживание осуществляется по агентской модели. В рамках сделки QIWI договорилась, что оставит за собой управление ИТ-платформой взаимодействия с терминалами.

Представитель QIWI объяснил решение о продаже постаматов тем, что компания решила сфокусироваться на развитии и поддержании платформенных решений, то есть более традиционном для ИТ-компании бизнесе.

Представитель PickPoint Юлия Мансурова, в свою очередь, рассчитывает, что прямое управление сетью позволит PickPoint увеличить трафик онлайн-заказов на каждый постамат и оперативно обеспечивать поддержку работоспособности сети. По ожиданиям компании, в следующем году трафик вырастет в 2–2,5 раза, в том числе за счет покупки QIWI Box.

В мае 2019 года QIWI прогнозировала, что рынок постаматов в России к 2023 году достигнет 24 тыс. шт., а доля доставляемых через них посылок — 12%. По итогам 2018 года в России насчитывалось 5560 постаматов, из которых 1928 работали под брендом QIWI, 1605 — PickPoint, 1031 — Ozon, 812 — "Халва" (принадлежит X5 Retail Group и Совкомбанку). По прогнозу QIWI, по итогам 2019 года общее количество постаматов в стране должно было вырасти до 10 тыс., а доля доставленных через них посылок до 5%.

Но реальный объем рынка может быть и больше ранее озвученных прогнозов: на декабрь этого года только сеть Ozon насчитывает 6,8 тыс. собственных постаматов Ozon.Box, рассказал представитель компании. Еще 2,7 тыс. постаматов у PickPoint и 1,2 тыс. — у "Халвы". Таким образом с учетом постаматов QIWI общее количество подобных объектов в стране может превышать 13 тыс. штук.

Партнер Data Insight Федор Вирин назвал прогноз QIWI адекватным и отметил, что Ozon вложил в развитие бизнеса больше средств, чем от компании ожидал рынок. "Сам бизнес постаматов похож на рынок недвижимости — вкладываешь много денег в строительство домов, а потом сдаешь их в аренду с почасовой оплатой. Возврат инвестиций зависит от того, насколько эффективно ты сдаешь постаматы в аренду. Для QIWI аренда постаматов не является основным бизнесом, компания, как и "Халва", сдавала все свое оборудование PickPoint. Чтобы развивать бизнес дальше, нужно было либо вкладывать очень много денег, либо продавать его", — говорит Вирин. После выхода на этот рынок Ozon, который вкладывает очень много средств в развитие и имеет свой онлайн-магазин с доставкой, конкуренция серьезно возросла, напомнил он.

Постаматы — быстрорастущий канал доставки, на него приходится порядка 13% всех заказов российских онлайн-пользователей, рассказывает директор по развитию партнерских логистических программ Ozon Денис Дьяченко. Если в начале 2018 года доля этого канала в общем объеме доставки Ozon не превышала пары процентов, то за последние 12 месяцев выросла в шесть раз. Сейчас, по словам Дьяченко, на этот канал доставки приходится более 20% заказов интернет-площадки.

По оценке гендиректора аналитического агентства "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, стоимость сделки QIWI и PickPoint могла составить порядка 350–400 млн руб. Федор Вирин отметил, что стоимость наиболее простых моделей постаматов составляет 50–70 тыс. руб. и эта сумма не включает операционные расходы (плату за аренду и т.п.). Исходя из этого, PickPoint могла заплатить за сеть минимум 115–160 млн руб.

Новости из связанных рубрик