Почти половина опрошенных представителей бизнеса (43%) не используют и не планируют использовать искусственный интеллект (ИИ, AI) в работе компании, хотя большинство (91%) знает об этой технологии. Такие выводы содержатся в исследовании Проектного офиса по реализации национальной программы "Цифровая экономика" Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Используют технологии искусственного интеллекта менее трети компаний (31%), а около четверти (23%) только планируют их внедрять.

© ComNews
12.12.2019

Среди причин отказа от использования технологии искусственного интеллекта представители бизнеса называют отсутствие потребности в данных технологиях (37%), а также ненужность конкретно в их сфере деятельности (28%). Каждый десятый (11%) заявил об отсутствии знаний о данных технологиях, и только 8% опрошенных отказываются от планов по внедрению искусственного интеллекта из-за необходимости крупных финансовых вложений.

Из компаний, которые уже используют технологии искусственного интеллекта, 82% оценивают их использование как эффективное. Наиболее распространенными положительными эффектами респонденты называют рост скорости (20%) и повышение удобства работы (14%).

О недостатке квалифицированных специалистов в области технологий искусственного интеллекта заявило 69% опрошенных. При этом доля отметивших недостаток квалифицированных специалистов выше среди тех, кто еще не использует, но планирует внедрять технологии ИИ в своей компании - 83%.

Однако не все компании планируют инвестировать в обучение и повышение квалификации своих сотрудников в сфере технологий искусственного интеллекта - этим вопросом в ближайшие два-три года планируют заняться лишь 28% компаний.

Почти половина (42%) представителей бизнеса, использующих или планирующих использовать технологии искусственного интеллекта, считают низким уровень риска, связанного с окупаемостью технологий искусственного интеллекта в перспективе ближайших 5-10 лет.

Абсолютное большинство опрошенных (91%) считают, что государство должно способствовать развитию технологий искусственного интеллекта, в первую очередь за счет создания и финансирования программ профессионального образования (54% представителей бизнеса).

По мнению руководителя Проектного офиса по реализации нацпрограммы "Цифровая экономика" Аналитического центра при правительстве РФ Владимира Месропяна, нужно перевести искусственный интеллект из области хайпа в область эффективных и доступных решений. "Экономические эффекты от внедрения искусственного интеллекта в ближайшие 10 лет оцениваются в триллионы долларов. В утвержденной президентом России Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 г. мы также планируем достичь масштабных экономических эффектов, делая ставку на повышение спроса на данные технологии, - отмечает он. - Однако, как показывает проведенное совместно с ВЦИОМ исследование, российский бизнес не испытывает потребности во внедрении искусственного интеллекта и не понимает конкретных экономических выгод от внедрения данных технологий".

Владимир Месропян объясняет сложившуюся ситуацию несколькими причинами. "Во-первых, отсутствуют понятные кейсы, доказывающие эффективность данных технологий. Во-вторых, отсутствуют массовые продукты и доступные решения: сейчас технологии искусственного интеллекта носят элитарный характер, доступны в основном крупным компаниям. И в-третьих, рынок испытывает нехватку компетенций, что подтверждает проведенное исследование, - перечисляет он. - Считаю, что исходя из этого первоочередная задача государства в области развития искусственного интеллекта - дать ответ на данные вызовы, способствовать переводу технологий искусственного интеллекта из области хайпа в область эффективных и доступных практических решений и убедить бизнес в том, что внедрение искусственного интеллекта позволит радикально повысить его экономическую эффективность.

Говоря о барьерах в части внедрения технологии искусственного интеллекта, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин обратил внимание на несколько фактов. "С одной стороны, мы фиксируем достаточно высокий декларативный уровень информированности о данной технологии, но с другой - полученные данные не свидетельствуют о глубоком ее понимании и высокой степени готовности бизнеса использовать ее в организации своих бизнес-процессов. Одним из важных наблюдений является то, что те аудитории, которые уже используют ИИ, могут с достаточной детализацией объяснить ее преимущества и высоко оценивают эффективность. Очевидно, что в такой ситуации расстановки акцентов в стратегии внедрения ИИ необходимо сделать особый акцент не только на простом повышении грамотности бизнеса в этих вопросах, но и наглядно повсеместно показать и доказать ценность практического использования ИИ в части оптимизации бизнес-процессов", - говорит он.

Опрос ВЦИОМ проводился в октябре 2019 г. по заказу АНО "Аналитический центр при правительстве РФ". В опросе приняло участие 800 представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

Руководитель направления цифровой трансформации бизнеса компании "Рексофт" Вадим Каиров согласился с выводами, сделанными в исследовании. Свою позицию специалист подкрепляет тем, что стек технологий ИИ еще достаточно молод, а значит, он используется либо в высокотехнологичных компаниях и стартапах, создающих новые сервисы, либо на крупных предприятиях, которые не только достаточно зрелы для его применения, но и имеют в своем штате соответствующих специалистов и финансовые возможности для ведения подобных проектов.

Однако, замечает Вадим Каиров, даже большие компании бывают не всегда готовы к работе с ИИ. "Их данные могут быть не оцифрованы, плохо собраны и структурированы, находиться в разных департаментах, что затрудняет внедрение технологий ИИ в бизнес-процессы предприятия. С другой стороны, готовых коробочных программных продуктов, которые были бы применимы к различным сценариям использования ИИ и ML (machine learning) пока почти нет. Исключение составляет только распознавание текста, отлично подходящее для роботизации бизнес процессов, а также распознавание образов (лиц, товаров и т.п.). Поэтому максимальные результаты ИИ принесет в первую очередь "цифровизованному" крупному и среднему бизнесу за счет экономии средств и внедрения новых бизнес-моделей, а среднему - в случае, если в компании есть команда, готовая создать на базе ИИ новый продукт, способный вывести ее бизнес на новый уровень", - полагает специалист "Рексофт".

Руководитель практики Digital Accenture в России Лариса Малькова обращает внимание на то, что трансформирующая сила ИИ уже очевидна. По данным Accenture Research, 82% федеральных руководителей в США считают, что ИИ будет массово работать рядом с людьми в качестве коллеги, сотрудника и надежного консультанта в ближайшие два-три года. Тем не менее с переходом в стадию зрелости, помимо первых успехов в адаптации технологии, проявляются болезни роста, системные недостатки ИИ в его текущем виде. Речь идет об авариях беспилотников, сбоях в работе чат-ботов (освоение бранной лексики) и т.д.

По словам Ларисы Мальковой, корпорации начинают принимать во внимание эти аспекты адаптации ИИ. Так, около 92% экспертов и руководителей проектов с применением ИИ уже делают акцент на обучении своих сотрудников принципам этичного обращения с решениями на базе искусственного интеллекта.

Новости из связанных рубрик