Пошел в регионы
© ComNews
06.03.2008
Российский оператор дальней связи "Ростелеком" открыл центр обработки данных (ЦОД) в Новосибирске. Таким образом, оператор продолжает реализовывать планы на 2007-2008 гг. по развитию инфокоммуникационных технологий в регионах. Сейчас большинство ЦОД страны расположены в Москве. По признанию участников рынка, строительство в регионах затруднено нехваткой каналов и высокими ценами на трафик. Однако поскольку "Ростелеком" сам является федеральным оператором, рентабельность его проекта должна быть выше. Инвестиции в строительство ЦОД в Новосибирске составили порядка 10 млн руб.
Новый дата-центр призван повысить связанность сетей "Ростелекома" с присоединенными сетями по передаче магистрального интернет-трафика, а также предоставлять услуги хостинга корпоративным заказчикам.
По мнению представителей "Ростелекома", создание подобных дата-центров обеспечит диверсификацию бизнеса компании в направлении передачи интернет-трафика. Напомним, в начале прошлого года "Ростелеком" сам вышел на рынок с предложением по передаче интернет-трафика по цене гораздо ниже, чем у конкурентов. Это, в частности, вызвало обвал цен на Интернет в Сибири.
"Для жителей регионов доступ к информации существенно дороже, чем для жителей Москвы и Петербурга, где сосредоточены основные центры обработки данных. Этот дисбаланс вызывает дефицит и спрос на подобные услуги в регионах, - говорит генеральный директор ОАО "Ростелеком" Константин Солодухин. - Уникальность нашего проекта состоит в том, что центр обработки данных и точка обмена интернет-трафиком размещены на одной площадке на узле доступа компании".
"Услугами нового ЦОД смогут воспользоваться крупные компании, которым необходим хостинг для различных корпоративных приложений, контент-провайдеры, операторы связи, государственные структуры и другие организации", - говорится в сообщении компании. Как говорят в "Ростелекоме", уже заключены первые договоры на использование ЦОД в Новосибирске. Например, клиентом "Ростелекома" стала компания "Хост" - один из крупнейших провайдеров столицы Сибири.
Аналитики отмечают, что в последнее время стратегия "Ростелекома" направлена на получение дохода не столько от услуг дальней связи, сколько от новых для компании направлений. "Ростелеком" выбрал перспективные направления, так как спрос на услуги центра обработки данных демонстрирует высокие темпы роста, - отмечает аналитик ИК "Финам" Анна Зайцева. - Кроме того, ЦОД позволяет эффективно продавать другие доходные услуги, в частности, аренду магистральных каналов".
А вот по мнению аналитика компании ACM-Consulting Елены Саяпиной, потеря рынка дальней связи - серьезная проблема для "Ростелекома". "Сейчас компания предпринимает попытки компенсировать потерю, но они неуклюжие и вызывают массу вопросов, - считает аналитик. - Выручка при этом растет, но оператор испытывает все большее давление, не только со стороны альтернативных операторов, но и со стороны альтернативной связи".
По мнению некоторых участников рынка, доход от услуг по передаче трафика еще долго будет играть определяющую роль в экономике "Ростелекома". "Доходы от оптимизации трафиковых потоков могут быть несоизмеримо больше, чем весь бизнес от услуг дата-центра, тем более, если учесть размах сети "Ростелекома" в России, - рассуждает генеральный директор телекоммуникационной компании "Караван" Андрей Касьяненко. - Остается только убедить клиентов разместить свои ресурсы в регионах и тут главным и проверенным инструментом может являться демпинг, основанный на перекрестном субсидировании".
Что касается центров обработки данных, то участники рынка отмечают катастрофическую нехватку мощностей. "В Москве самый высокий спрос на мощности ЦОД, который в 2 раза превышает предложения, - говорит заместитель генерального директора по интеграции и инфраструктуре компании ISG Сергей Шуршалин. - При этом энергетических мощностей уже не хватает".
Сейчас большинство ЦОД расположено в Москве. Их строительству в регионах препятствуют высокие цены на трафик и нехватка каналов. Дефицит настолько ощутим, что крупные хостеры стали самостоятельно строить дата-центры. "В Москве потребление ресурсов ЦОД очень велико. При строительстве новых дата-центров, как правило, 50% мощности рассчитано на собственные нужды компании, - говорит заместитель генерального директор компании "Мастерхост" Дмитрий Даниленко. - Это достаточно дорогое удовольствие, учитывая стоимость энергии и земли. В регионах же основная проблема - с каналами и со связью с зарубежьем. Например, клиентам с Украины тяжело получить доступ".
Тем не менее, все больше компаний с интересом смотрят на рынок регионов. "Мы рассматриваем возможность строительства ЦОД в регионах, но сначала хотим подробнее изучить рынок, - говорит Сергей Шуршалин. - В этом году мы планируем начать строительство ЦОД в подмосковной Дубне, а затем - в Петербурге".