"Квазар-Микро" уступил мировым брендам
НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
15.10.2007
Украинская IТ-компания "Квазар-Микро", входящая в состав ОАО "Ситроникс", в начале следующего года окончательно прекратит поставки компьютерной техники собственного производства. Игроки рынка отмечают, что собственные производства становятся все более невыгодными из-за демпинга "компаний-однодневок" и из-за несопоставимости объемов производства с мировыми брендами.
Производство компьютерного оборудования раньше было выделено в компании в отдельное бизнес-направление. В задачи производственного подразделения "Квазар-Микро", базирующегося на Украине, входило проектирование, разработка, производство и сервисное обслуживание компьютерной техники, - настольных компьютеров, серверных платформ, внешних дисковых массивов и т.д. На рынке эта продукция продвигалась под торговыми марками Advantis, Oscar, NetFire.
"Мы решили отказаться от самостоятельного производства компьютерной техники в начале этого года, - рассказал в беседе с репортером ComNews президент "Квазар-Микро" Максим Агеев. - У небольших производителей нет шансов, рынок постепенно занимают корейские и китайские бренды, а создание серверов всегда было прерогативой крупных мировых брендов. Сейчас "Квазар-Микро" завершает выполнение обязательств по заключенным ранее контрактам, касающимся производства компьютерной техники, но новых заказов уже не принимает".
По словам директора по маркетингу "Квазар-Микро" Сергея Щербины, по основным контрактам на продукцию фабрики сроки истекают в конце этого и в начале следующего года. "Сотрудники, задействованные в производстве компьютеров, уже несколько месяцев работают в других бизнес-направлениях "Квазар-Микро", - добавил Сергей Щербина. - В основном они заняты в области инфраструктурных интеграционных проектах".
Это не единственные преобразования в компании "Квазар-Микро". В сентябре компания свернула деятельность подразделения оффшорного аутсорсинга, отказавшись от конкуренции с Индией на рынке аутсорсинг-программирования и заявила о своей переориентации на бизнес в России и СНГ (см. новость ComNews от 19 сентября 2007 г.).
По словам Максима Агеева, отказ от самостоятельного производства уже сказался на финансовых показателях "Квазар-Микро". "Они улучшились", - констатировал Максим Агеев. По словам же Сергей Щербины, вся компьютерная продукция фабрики реализовывалась на Украине и в Россию не поставлялась.
Руководитель украинского представительства ComNews Research Максим Благонравин называет несколько причин ухода компании с этого рынка. "Объемы производства "Квазар-Микро" были меньше, чем у международных компаний типа ASUS, Dell и т.п., - говорит Максим Благонравин. - При этом "Квазар-Микро" достаточно долгое время входил в тройку ведущих производителей компьютеров на Украине. Их компьютеры были дороже среднего уровня, но считались наиболее качественными и хорошо продавались в корпоративном сегменте. Пару лет назад компания сделала попытку выйти в массовый сегмент, их компьютеры появились в национальных розничных сетях. В принципе, розничный сегмент рынка на Украине растет гораздо быстрее, чем корпоративный, однако в этом сегменте люди предпочитают покупать более дешевые компьютеры. Кроме того, год назад на Украину вышли глобальные бренды: HP и другие, которые также претендуют на сегмент рынка дорогих, но качественных компьютеров".
По мнению Максима Благонравина, из двух видов бизнеса "Квазара-Микро" - системной интеграции, с высокой долей добавленной стоимости, большей прибылью и быстрорастущим доходом, а также производством компьютеров, - с большим оборотом, но низкой долей прибыли, логичнее сосредоточиться на первом направлении.
На российском рынке производства компьютерного оборудования также становится работать все труднее и труднее. К примеру, в июле этого года российский сборщик ПК "Клондайк Компьютерс" заявил о своем намерении выйти из бизнеса до конца 2007 года (см. дайджест ComNews от 24 июля 2007 г.). Владельцы компании приняли решение закрыть ее, так как обострение конкуренции на рынке не позволяет им работать дальше с сохранением рентабельности.
Отмечая особенности российского рынка отечественного производства компьютеров, директор по маркетингу R-Style Computers Алексей Алексеев добавляет, что этот бизнес невыгоден из-за высокого уровня конкуренции – и, в первую очередь, ценовой. "Чтобы зарабатывать на этом рынке, нужно иметь большие обороты, - говорит Алексей Алексеев. - А этого у российских производителей нет. И дело даже не в мировых брендах. На российском рынке существует бесчисленное множество компаний-однодневок, которые пытаются демпинговать, например, не закладывая в цену затраты на сервис. Компании через три месяца закрываются, а информация о том, что компьютер можно купить за $200, у потребителя остается".
"Выгодно собственное производство, загруженное не менее чем на 60-70%, - высказали свою точку зрения в компании Kraftway. - Поэтому причиной сворачивания производства могут быть либо высокие издержки, либо хроническая недозагрузка производства".
"В российских регионах, тем не менее, есть свои локальные лидеры, и там, например, игроку, пришедшему из другого региона сложно выиграть какой-нибудь тендер", - добавляет Алексей Алексеев.