ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
05.06.2007

Латвийский оператор мобильной связи LMT (49% долей принадлежит TeliaSonera) приобрел крупнейшего виртуального оператора страны ZetCOM, распространяющего карточки предоплаты, ориентированные на молодежь. Благодаря сделке LMT увеличил клиентскую базу примерно на 135 тыс. пользователей.

ZetCOM начал работу на латвийском рынке в 2002 г. Он стал первым и единственным виртуальным оператором, оказывающим услуги, используя сеть LMT.

После 2005 г., когда на рынке начал работать третий GSM-оператор Bite Latvija, пускающий на свои сети других участников рынка, число виртуальных операторов стало стремительно расти - на данный момент их в Латвии уже 6. Однако только у ZetCOM достаточно серьезная клиентская база - около 135 тыс. пользователей и солидный, по местным меркам, оборот ($15,2 млн).

Вчера ZetCOM официально сообщил, что 100% его долей перешли в собственность LMT.. Сумма сделки, уже получившей одобрение Совета по конкуренции, не оглашается. Председатель правления ZetCOM Эгил Трумпе заявил, что ZetCOM продолжит работать как отдельное юридическое лицо, а стратегия оператора не изменится. Вице-президент LMT Андрис Форстманис подчеркнул, что сделка будет способствовать более стремительному развитию продуктов ZetCOM - благодаря гарантированным инвестициям. Конкуренция на рынке препейд-карт обострится, и в выигрыше останутся потребители.

Директор виртуального оператора PMT Николай Кузьмин заявил ComNews, что у ZetCOM всегда были тесные отношения с LMT, так что это слияние вряд ли существенно повлияет на рынок. Он подчеркивает, что каждый виртуальный оператор занимает свою нишу, и напрямую они между собой не конкурируют: "Наша ниша - это люди, которым интересны дешевые звонки за границу. ZetCom никогда на это не ориентировался".

Вице-президент группы Bite Дарюс Монтвилла подчеркивает, что после этой сделки у LMT будет два очень похожих продукта: собственная молодежная карточка Okarte, и Amigo от ZetCOM. И вопрос в том, как они планируют развивать эти два бренда - раскручивать их параллельно было бы нецелесообразно. Значит, один должен стать основным. Либо они очень сильно должны отличаться по своей концепции. Но в любом случае это предполагает ребрендинг, требует времени и инвестиций.

Директор по мареткингу Tele2 в странах Балтии Янис Спогис отмечает, что, благодаря сделке, LMT усилит свою клиентскую базу. На сегодняшний день борьба между различными карточками предоплаты очень острая. И рекламные постеры, предлагающие пользователям бесплатно поменять свою старую препейд-карту на стартовый комплект другого оператора - уже стали привычным явлением. ZetCom, предлагающий только карты предоплаты, не сможет удержать клиентов, предложив им на выгодных условиях постоянное подключение. Теперь же, официально перейдя под крышу LMT, такая возможность появиться.

Янис Спогис не исключает, что вскоре у LMT появятся продукты "начального уровня", рассчитанные на бюджетных абонентов, которые могут стать альтернативой для карточек предоплаты.

Эксперты отмечают, что если до сих пор острая конкурентная борьба в основном велась в сегменте корпоративных клиентов, абонентов "среднего уровня и выше" и на рынке препейд-карт, то вскоре, возможно, изменения начнутся и в пребывающем ныне в стагнации сегменте "абонентов начального уровня"

Досье ComNews

Оборот ZetCOM в 2006 г. составил $15,2 млн., что на 11% больше, чем в 2005 г. Прибыль выросла на 38,5% - до $2,1 млн.  До сих пор владельцами оператора были частные лица Нил Алекса (41%), Гунтарс Пашкевич (23%) и Улдис Зикманис (21%), а также нидерландская компания Baltic SME Fund C.V. (15%).