ЛЕОНИД КОНИК
© ComNews
27.06.2007

Холдинг Fintur Holdings B.V., контролирующим акционером которого является скандинавский оператор TeliaSonera, завершает закрытые переговоры по покупке активов американской корпорации MCT Corp. Последняя владеет контрольными пакетами акций трех GSM-операторов в Узбекистане и Таджикистане, а также является миноритарием в афганской сотовой компании Roshan. Закрытие сделки ожидается до конца лета 2007 г., а ее сумма составит около $400 млн.

MCT Corp. сейчас принадлежит без малого 99% акций третьего по величине абонбазы узбекского оператора Coscom (за последний год MCT скупила 14% акций Coscom, которые принадлежали менеджерам этой компании, и сейчас оформляет права собственности еще на 1%, чтобы довести свою долю в уставном капитале Coscom до 100%). В Таджикистане MCT ведет бизнес через зарегистрированную в Нидерландах фирму Central Asian Telecommunications Development B.V. (CATD), в которой ей принадлежит 60% акций, а 40% CATD контролирует инвестфонд Aga Khan Fund for Economic Development (AKFED). Фирме CATD принадлежит 100% акций ЗАО "Индиго-Таджикистан" и 70% акций ЗАО "Сомонком" (оставшиеся 30% контролируют местные физлица, включая менеджмент). "Индиго-Таджикистан" и "Сомонком" имеют лицензии GSM-900/1800 и 3G на всю территорию Таджикистана, при этом одна компания работает только на юге, а другая - на севере этой страны. В Афганистане МСТ имеет 12,25% акций GSM-оператора Telecom Development Company Afghanistan Ltd. (торговая марка Roshan), а 51% акций этого оператора принадлежит фонду AKFED.

MCT выставила на продажу активы в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане еще год назад. Этот шаг стал продолжением распродажи в России, где МСТ в 2003-2006 гг. последовательно избавилась от долей в 17 сотовых компаниях. Американская корпорация затеяла эту массированную распродажу не от хорошей жизни. Осенью 2000 г. MCT Corp. стала владельцем 24 сотовых компаний в России, а в мае 2001 г. запустила для них единый бренд "Индиго", мечтая о федеральном проекте. Но уже год спустя началось крушение империи "Индиго": в апреле 2002 г. компания в результате действий конкурентов потеряла RTDC - ключевой актив MCT Corp. RTDC владела тогда крупными пакетами акций сотовых компаний "Дельта Телеком", "Московская сотовая связь", "Нижегородская сотовая связь", "Донтелеком", "Енисейтелеком", "Саянтелеком", "Байкалвестком", "Уралвестком" и АКОС. Утрата RTDC оказалась губительной для МСТ, и корпорация так и не смогла оправиться от этого удара (см. материал в журнале "Стандарт" №12(47) за декабрь 2006 г.).

"После того как МСТ выдавили из России, им ничего не оставалось, кроме как распродать и активы в Центральной Азии - как самостоятельный бизнес это было маловато, особенно если учесть натиск со стороны российских конкурентов", - сообщил ComNews источник, близкий к МСТ, который консультировал эту корпорацию по азиатским проектам. Напомним, что в Таджикистане действуют "дочки" "МегаФона" и "ВымпелКома" (соответственно, TT-Mobile и "Таком"), а в Узбекистане - МТС и "ВымпелКома" (Uzdunrobita и Unitel).

По информации одного из сотрудников MCT Corp., поначалу наибольший интерес к покупке активов этой компании выразил катарский оператор Qatar Telecom (QTel). Стороны достигли договоренности и даже подписали контракт на продажу, однако, по словам того же сотрудника, сделка сорвалась из-за неприятия арабских инвесторов на уровне высших чиновников Узбекистана. После этого интерес к покупке азиатских активов MCT проявили Sumitomo (Япония), China Mobile (Китай), Eventis Telecom (Россия), Fintur Holdings, а также финансовые инвесторы из Казахстана и Европы.

"В итоге МСТ сделала выбор в пользу Fintur Holdings", - сообщил репортеру ComNews источник, близкий к продавцу. Сама МСТ Corp. хранит молчание - ее президент и генеральный директор Рональд Фэнчер передал, что не комментирует продажу активов. При этом сразу два других претендента на активы МСТ проинформировали ComNews, что все их обращения в МСТ в последнее время остаются без ответа, из чего они сделали вывод, что американская корпорация за закрытыми дверями завершает сделку с Fintur. Режим повышенной секретности может обеспечиваться и по просьбе Fintur, которой ни к чему повышенное внимание к переговорам. Не секрет, что инвестиционная политика акционера Fintur -скандинавской компании TeliaSonera, проводимая ею на Востоке, подвергается жесткой критике в Швеции и Финляндии. Кстати, глава подразделения по связям с прессой TeliaSonera Ола Каллемур и глава по внешним связям Томас Вестлинд проигнорировали письменные запросы ComNews.

Для Fintur вхождение на рынки Узбекистана и Таджикистана на первый взгляд кажется логичным шагом - его дочерние сотовые компании уже работают в соседних Казахстане (в лице "дочки" GSM Kazakhstan, действующей под торговой маркой K'Cell) и Азербайджане (в лице AzerCell),а также в Грузии (Geocell) и Молдавии (Moldcell). Однако известно, что в среднеазиатском регионе одним из главных экономических факторов являются предпочтения властных структур. После романтического периода увлечения иностранными инвестициями в 90-х, наступило время избирательного подхода к инвесторам. И здесь существенную роль играет политика.

То, что Fintur намерен усилиться в Центральной Азии, подтверждает недавнее кадровое назначение: с 20 июня 2007 г. гендиректором Fintur Holdings B.V. стал Сердар Каногуллари, прежде возглавлявший казахский K'Cell. До K'Cell Сердар Каногуллари был главой AzerCell и Moldcell. Сердар Каногуллари сменил в кресле главы Fintur Серкана Элдена, который ушел в финансовую сферу. Ровно месяц назад Серкан Элден в интервью журналу "Стандарт" и порталу ComNews подтвердил планы Fintur по выходу на новые рынки: "Fintur является профильным инвестором в Евроазиатском регионе. Мы не продавцы - мы покупатели! Мы хотим еще больше укрепить наши лидерские позиции на евразийском телекоммуникационном рынке, двигаясь вперед. Это будет происходить как за счет развития существующих активов, так и путем новых поглощений в этом регионе мира. Мы сейчас очень сфокусированы на расширении зоны охвата".

Менеджеры Fintur уже посещали Узбекистан и Таджикистан. Представитель министерства иностранных дел Узбекистана сообщил ComNews, что сейчас МИД оформляет въездные визы для нескольких высокопоставленных сотрудников Fintur. А источник в самой MCT Corp. заявил репортеру ComNews, что сделка должна завершиться до конца лета 2007 г., а ее сумма составит около $400 млн. Правда, пока не определен статус 12,25% акций в афганском Roshan - по словам источника, Fintur не хочет "влезать" в Афганистан, тем более на правах миноритарного акционера. Поэтому вероятно, что МСТ будет продавать долю в Roshan отдельно.

Теоретически МСТ могла, уйдя из России, сохранить узбекский и таджикский бизнесы. Бывший глава МСТ Corp. Рик Синей (покинувший компанию в феврале 2007 г., когда ее грядущий развал стал очевиден) заявлял осенью 2005 г.: "Рынки стран Центральной Азии являются для нас стратегически важным регионом". Однако в том же 2005 г. отношения между Узбекистаном и США резко ухудшились: Соединенные Штаты осудили подавление оппозиционного мятежа в Андижане, а узбекские власти в ответ изгнали со своей территории американскую военную базу. После этого американские компании стали в Узбекистане persona non grata, и MCT Corp. получила несколько прямых предложений и намеков от узбекских чиновников разного уровня на желательность продать свою долю в Coscom.

Узбекские власти даже стали впрямую давить на Coscom - в частности, в 2006 г. налоговые органы предъявили ему претензии на $23 млн, а в феврале 2007 г. Узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ) на 10 дней приостановило лицензию Coscom - формальной причиной этого стал двухчасовой сбой на сети (см. новость ComNews от 5 февраля 2007 г.). Однако в середине февраля эта проблема была разрешена, и Coscom в течение нескольких дней восстановил работоспособность сети (см. новость ComNews от 16 февраля 2007 г.).

Бывший гендиректор Coscom Алексей Степанов, который сейчас живет в Москве и является экспертом MCT Corp., в беседе с репортером ComNews подчеркнул, что и налоговые претензии компания успешно оспорила: "Еще 30 января 2007 г. Высший хозяйственный суд Узбекистана снял все претензии налоговых органов к Coscom". По данным ComNews, был наказан и чиновник из Государственной инспекции связи, спровоцировавший февральский отзыв лицензии у Coscom. "Сейчас Coscom нормально развивается, никаких проблем у компании нет, а абонентская база растет и уже перевалила за 450 тыс. человек", - отметил Алексей Степанов. Весьма вероятно, что проблемы Coscom сошли на нет, когда стало ясно, что MCT Corp. выйдет из этой компании в ближайшей перспективе. Однако никто не может гарантировать, что проблемы не вернутся позже, когда, к примеру, в очередной раз обострятся отношения Узбекистана с Западом. Напомним, что узбекские власти находятся под жестким прессингом не только со стороны США, но и Европы - к примеру до сих пор в отношении Ташкента не отменены экономические санкции со стороны ЕС и действуют ограничения на въезд в страны Евросоюза узбекских правительственных чиновников. В случае нового обострения внешнеполитической обстановки Fintur может столкнуться с теми же проблемами, что и MCT.

Кстати, история с MCT Corp. - не первое злоключение с американскими инвесторами в Узбекистане. В 2005 г. рынок этой страны покинул сотовый оператор Telecom Inc., предоставлявший услуги в стандарте CDMA-450 под торговой маркой SkyTel. Его создали в феврале 2004 г. американская компания NCI Projects, Inc. (70% акций) и "Узбектелеком" (30%). Уже в марте 2004 г. Telecom Inc. получил лицензию CDMA-450 на 15 лет, а в апреле в коммерческом режиме заработали первые фрагменты сети. Однако в феврале 2005 г. местный регулятор - УзАСИ - неожиданно распорядился отключить сеть SkyTel в Ташкенте "из-за того, что ранее выделенный ей частотный диапазон был передан силовым структурам республики Узбекистан". В итоге летом 2005 г. NCI Projects, Inc. полностью свернула CDMA-бизнес в Узбекистане. Примечательно, что частоты в диапазоне 450 МГц тут же отошли к национальному оператору "Узбектелеком", который создал филиал "Узбектелеком Мобайл" и начал предоставлять услуги сотовой связи в стандарте CDMA-450. Как "Узбектелекому" удалось избежать помех радиосредствам спецслужб, компания так и не объяснила. Поэтому риски для иностранных инвесторов на центрально-азиатских рынках нельзя сбрасывать со счетов.

Досье ComNews

Зарегистрированная в Нидерландах компания Fintur Holdings B.V. является самым крупным игроком на рынке сотовой связи СНГ. Она владеет контрольными пакетами акций четырех GSM-операторов: Moldcell (Молдавия, 100% акций), Geocell (Грузия, 83,2%), Azercell (51,3%) и K'Cell (Казахстан, 51%). Сообща эти компании обслуживают около 8 млн абонентов. Акционерами Fintur Holdings являются турецкая сотовая компания Turkcell (41,45% акций) и шведско-финский оператор TeliaSonera (58,55%). При этом TeliaSonera контролирует 37,09% акций Turkcell, что позволяет скандинавскому оператору говорить о контроле над 73,9% уставного капитала Fintur Holdings.

Консолидированный оборот Fintur Holdings в 2006 г. составил $1,161 млрд (в I квартале 2007 года - $297,7 млн). Его абонентская база в конце 2006 г. достигла 7,35 млн человек, а к началу апреля 2007 г. она увеличилась до 7,95 млн подписчиков. Генеральным директором Fintur является Сердар Каногуллари, а президентом Fintur - Теро Кивисаари, который одновременно занимает позицию финансового директора TeliaSonera Eurasia (а с 1 мая 2007 г. станет президентом TeliaSonera Eurasia, заменив турка Эрдала Дурукана).