© ComNews
27.09.2019

Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы подготовил свою версию законопроекта о недискриминационном доступе (НДД) операторов связи в многоквартирные дома (МКД). Ключевым пунктом документа является возможность переоформить на интернет-провайдеров право собственности на созданные и приобретенные ими сети и средства связи и оборудование. На текущий момент все построенное операторами является общим имуществом собственников многоквартирного дома.

О подготовленном ДИТ Москвы законопроекте по доступу операторов в дома для размещения оборудования связи рассказал ComNews участник тематической рабочей группы (ТРГ) "Отраслевое регулирование" Центра компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко. Документ был направлен членам ТРГ на минувшей неделе для его дальнейшего обсуждения.

В пресс-службе ДИТ Москвы пояснили, что законопроект подготовлен в рамках мероприятий федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" нацпрограммы  "Цифровая экономика РФ". "Документ направлен на усовершенствование требований к формированию инфраструктуры связи в регионах и обеспечение унифицированного, недискриминационного доступа операторов связи к государственному имуществу (зданиям, сооружениям) для размещения средств связи", - отметили в пресс-службе ведомства. Ответственными федеральными органами исполнительной власти за подготовку и сопровождение соответствующего мероприятия являются Минкомсвязи, Минэкономразвития и Минстрой.

Законопроект на сегодняшний день не внесен в Госдуму, сказали ComNews в ДИТ. "По завершении его обсуждения экспертным сообществом и одобрении итоговой редакции заинтересованными федеральными органами власти законопроект будет в установленном порядке внесен на рассмотрение в Государственную Думу", - отметили представители Департамента.

Проект федерального закона предполагает внесение изменений в Федеральный закон "О связи", Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Как отмечается в пояснительной записке к документу, от технических возможностей инфраструктуры будет зависеть количество операторов, которые могут одновременно использовать сети связи в многоквартирном доме. Согласно предлагаемым изменениям в Жилищный Кодекс РФ, их будет два и более. Кроме того, ДИТ предлагает определить, что построенные оператором сети связи отныне будут не общим имуществом собственников многоквартирного дома, а могут быть оформлены на лицо, за счет которого они были созданы (приобретены). При этом субъекты РФ могут наделить полномочием по утверждению методических рекомендаций по расчету цены за размещение операторами сетей и средств связи в домах.

Дмитрий Галушко полагает, что возможность строить внутридомовую инфраструктуру для размещения сетей связи и регистрировать права на неё как на недвижимость упростит работу операторам. Вместе с тем, размещение и использование операторами сетей связи в многоквартирном доме предлагается осуществлять в соответствии с правилами взаимодействия оператора связи с УК, делает оговорку он. "С одной стороны, это упростит задачу для оператора - договориться нужно будет только с управляющей компанией. С другой стороны, это создаст возможности УК манипулировать рынком и ценами за доступ", - рассуждает Дмитрий Галушко.

В НПА не предусмотрены изменения в законы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости и проведением сделок по распоряжению с недвижимым имуществом, делает замечание вице-президент Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) по правовым вопросам Михаил Пашков. Кроме того, возможны конфликтные ситуации, поскольку данный законопроект не содержит поправок в Жилищный Кодекс РФ, связанных с определением прав и обязанностей собственника инфраструктуры для размещения сетей связи и собственников помещений МКД.

По поводу количества операторов, которые могут "зайти" в дом, неоднократно высказывались участники Ассоциации компаний связи, напомнил их президент Алексей Стуров. "Количество операторов связи в МКД, возможность размещения сооружений связи должно решаться на основании проведения проектно-изыскательских работ, проводимых самими операторами связи по согласованию с управляющими компаниями, - заявил он. – За отказ в согласовании такой проектной документации, в том числе дачу мотивированного отказа в согласовании, УК должны нести ответственность". 

Несмотря на положительную оценку законопроекта ДИТ Алексей Стуров отметил, что основные вопросы так и остаются нерешенными. Речь идет о порядке размещения сооружений связи в МКД и создания инфраструктуры для них. В пресс-службе "Акадо Телеком" (ОАО "КОМКОР") добавляют, что после принятия поправок в федеральные законы важно разработать и принять подзаконные акты для операторов связи, уточняющие взаимоотношения с УК и жилищными фондами.

Тем временем еще один законопроект по недискриминационному доступу операторов в многоквартирные дома уже находится на рассмотрении Госдуме РФ (№614271-7). Он был внесен в декабре 2018 г. сенаторами Андреем Клишасом, Людмилой Боковой, Дмитрием Мезенцевым и Олегом Мельниченко. Куратор рабочей группы "Связь и ИТ" экспертного совета при Правительстве РФ Ирина Левова полагает, что часть предложений ДИТ могла бы войти в уже внесенный проект. В пресс-службах АО "ЭР-Телеком Холдинг", ПАО "МТС", ПАО "МГТС", ПАО "ВымпелКом" и ПАО "Ростелеком" от комментариев воздержались.