"Пятерочки" переходят на электронные ценники
X5 Retail Group запустила пилотный проект по оснащению электронными ценниками магазинов "Пятерочка". Семь торговых точек в городе Долгопрудный оборудовали 58 тыс. электронных ценников, которые покрывают почти 100% ассортимента.
Как сообщили в пресс-службе X5, в основе "цифровых" ценников - электронная бумага, которая работает как дисплей устройства, с тремя цветными чернилами - белыми, черными и красными. Обновление данных на ценниках происходит автоматически и занимает несколько минут.
Цены и информация о товарах меняются в онлайн-режиме по радиоканалу. Ритейлер использовал электронные ценники компании SES Imagotag. Стоимость инвестиций в проект сеть не раскрывает.
С точки зрения оборудования система включает в себя: локальный сервер в магазине; точки доступа, по которым информация передается на ценники; электронные ценники (табло).
За работу системы отвечает ПО вендора, которое интегрировано с бэк-офисом магазина и мобильное приложение, устанавливаемое на терминалы сбора данных.
Электронные ценники потребляют мало энергии и способны работать 5 лет без замены батарейки. Технология снижает расходы на печать ценников и сокращает потери из-за ошибочной информации на бумаге.
Х5 уже использует более 65 тыс. электронных ценников в трех крупных супермаркетах "Перекресток", расположенных в Санкт-Петербурге, Старом Осколе и Москве - более 20 тыс. ценников на каждую из точек. До конца этого года группа планирует внедрить электронные ценники еще в 15 "Пятерочках" и 10 "Перекрестках".
Компания "Магнит" сейчас пилотирует технологию электронных ценников в двух магазинах и до конца года. Ритейлер планирует расширить пилот до 9 точек в "Магнитах" разного формата - магазины у дома, "Магнит Семейный", "Магнит Косметик". В целом в проекте задействуют 20 тыс. электронных ценников.
"Мы протестируем технологии, которые помимо экономии на бумаге и трудозатратах персонала, позволят поэкспериментировать с динамическим ценообразованием, с NFC для считывания цен мобильными телефонами, с персональными предложениями", - рассказали ComNews в пресс-службе сети "Магнит".
Группа "М.Видео-Эльдорадо" пилотирует электронные ценники в нескольких магазинах в Москве и Санкт-Петербурге с 2018 г. "Экологически более дружелюбный формат позволяет минимизировать ошибки, а персонал магазина за счет автоматизации рутинных процессов может больше
времени уделять оказанию помощи покупателям. Еженедельно в каждой из наших точек обновляется до 2 тыс. ценников - на ручную замену уходит порядка 30 рабочих часов", - говорят в пресс-секретариате "М.Видео-Эльдорадо".
Сеть использует решения от SES Imagotag, Samsung solum и российского стартапа "Компо". Основной фокус делает на модели с большой диагональю экрана, трехцветным дисплеем, NFC-чипом.
"Связной Евросеть" в ближайшее время планирует запустить пилотный проект по тестированию электронных ценников в магазинах сети. "Очевидным преимуществом электронных ценников является оперативное управление ценами и трудозатраты сотрудников магазина, которые вместо проверки и обновления ценников смогут больше взаимодействовать с покупателями. Кроме того, электронные ценники являются дополнительными площадками для информирования клиентов об актуальных акциях и скидках. Для покупателей такие ценники также являются преимуществом, которое способно дать им новый клиентский опыт", - полагает вице-президент по продажам компании Давид Борзилов.
Системный аналитик управления системной архитектуры компании "Техносерв" Александр Голышко считает, что выгода от внедрения электронных ценников многогранна. Прежде всего с ними цены на все товары устанавливаются централизованно - таким образом исключаются риски обмана покупателей "на местах". "Возможность быстрого изменения цен не только упрощает торговый бизнес-процесс, но и позволяет быстро организовывать различные акции, в том числе сегментируя покупателей или устанавливая временные рамки. Это инновация в целом только начинает внедряться мировой торговле. Для России - это новинка, и весьма многообещающая", - добавил специалист "Техносерв".
Переход на использование систем электронных ценников в ритейле - довольно перспективное направление на пути цифровой трансформации отрасли, говорит руководитель отдела поддержки продаж Softline Александр Воловик. По его словам, на сегодняшний день многие ключевые ритейлеры уже провели пилотные внедрения, чтобы изучить коммерческую эффективность решения. Однако несмотря на стабильно растущий спрос на технологию, распространение ее пока минимально, в основном на уровне пробных проектов.
Стоимость внедрения электронных ценников складывается из оборудования и ПО. Для отдельно взятого магазина программное решение может оказаться по цене даже дороже, чем оборудование, утверждает директор по развитию бизнеса компании "Крок" в ритейле Дмитрий Смирнов. Но для розничной сети затраты на оборудование, конечно же, будут превалировать. Цены на него за последние несколько лет существенно снизились, особенно с появлением "электронной бумаги". Однако в случае с электронными ценниками нужно видеть не разовые траты, а перспективу. Речь идет о цене владения и эффекте, которое даст решение, скажем за три года или лет пять, обращает внимание эксперт.
"Некоторые виды товара, например, скоропортящиеся продукты или акционные артикулы, можно переоценивать несколько раз в день, тем самым снижая потери из-за просрочки. Цены можно также менять и в зависимости от времени дня, чтобы лучше управлять трафиком магазина. Отсюда и повышение удовлетворенности и лояльности клиента. В средне- и долгосрочной перспективе такой проект однозначно окупится", - уверен Дмитрий Смирнов.
Пока в отечественном ритейле электронные ценники - редкость. Во-первых, что до недавнего времени технология была еще довольно дорогой. Во-вторых, еще есть весовой товар, к которому технология неприменима. "Однако времена меняются, решения падают в цене, а опыт пионеров, которые видят перспективу в подобных технологиях, быстро топит лед недоверия к ним ритейлеров. Через пару-тройку лет крупные федеральные операторы, скорее всего, введут электронные ценники в стандарт оснащения магазинов", - сказал Дмитрий Смирнов.
У X5 есть соглашения о дисконтной продаже товаров с максимальным числом поставщиков на российском рынке продуктового ритейла. Издержки на фонд оплаты труда возрастают, говорит аналитик ИК "Фридом Финанс" Евгений Миронюк. В то же время вопрос того, насколько затраты на внедрение технологии смогут себя окупить остается открытым. Решение о разворачивании проекта на большее число магазинов, будет принято только после оценки экономической модели пилота.
Вряд ли магазины будут совмещать электронные ценники с обычными, переход на электронные ценники будет полным. В таком случае маленькому магазину потребуется 500-600 ценников, дискаунтеру - 1,5 тыс. ценников, а супермаркету - уже 20 тыс., прикидывает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. В стоимость проекта, помимо стоимости самих ценников включает монтаж креплений, установку точек доступа, программное обеспечение, обучение персонала. Для крупного магазина полная стоимость внедрения электронных ценников, таким образом, может доходить до 10 млн руб.
"Для небольшого магазина стоимость, казалось бы, может начинаться с 300 тыс. руб. - но с одной стороны, неясно, много ли компаний, которые заинтересуются такими небольшими проектами, с другой - хозяин может на ту же сумму год платить зарплату продавцу. Очевидно, на этапе, когда электронные ценники являются новшеством, внедряющие их компании в первую очередь заинтересованы в крупных проектах, и только такие проекты смогут получить от электронных ценников значительную выгоду", - подытожил Леонид Делицын.